Добрый день! Недавно была сессия в университете и на одном из экзаменов я списывала с книги, т.к. у меня физически не было времени выучить, оценку я хорошую не получила, ведь после письменной части мы отвечали устно (обучение дистанционно). Хоть получила я самую низкую оценку, но проходную, понимаю, что пользы от этого нет, но боюсь, что иначе сессию не сдам, т.к. всегда много учить, много информации мне не запомнить, а высшее образование обязательно мне надо.
Собираюсь в это воскресенье идти на исповедь. Как в этом грехе каяться? У Святителя Игнатия Брянчанинова есть книга "в помощь кающимся". (всегда по ней исповедуюсь) И там есть 8 главных страстей с их подразделениями. Так списывать - это так сказать мошенничество. Так к какой из 8 страстей и к какому подразделению относится этот грех?
Заранее благодарю!
5 Ответов
Главное, чтобы это не вошло в привычку. Сейчас гораздо важнее подумать не о списывание на экзаменах, а о том, чтобы формально не списать учение святителя Игнатия Брянчанинова. Все подобные рекомендации святых, даны для того чтобы помочь поставить «диагноз», а далее от этой болезни греха нужно излечиваться прилагая свои силы и призывая на помощь Господа.
Посмотрите на свою ситуацию глубже, относительно внутреннего состояния, не ограничиваясь многозначным определением «мошенничество». Конечно, нужно стараться жить честно – не списывать, не обманывать, но бывают случаи, когда приходиться выбирать из двух зол меньшее или поступать неправедно, как управитель в Евангельской притче Лк.16:1-9, все индивидуально, и правильная мотивация может быть оправданием.
Вероятно, эта история призывает вас перейти на следующую ступень духовного роста, и научиться самостоятельно выстраивать логическую цепочку совершенных поступков. Возможно, надо быть скромнее, смиреннее - больше времени уделять учебе, так как плохо выученный материал сейчас - в дальнейшем скажется на профессиональной деятельности.
Если сразу сложно распутать клубок собственных проблем, можно применить логическую схему рассуждений: начиная от видимой, и далее исходя из этого, задать вопрос самой себе - почему (зачем), и таким образом можно добраться до главного что мешает жить и от чего надо избавляться и каяться на исповеди.
Здравствуйте!
К сожалению, система образования у нас несовершенна и не учитывает особенностей современного информационного века. В том числе, она не учит думать, а настроена по большей части, на бессмысленную зубрежку. Бессмысленная зубрежка, по моему мнению, тоже грех. Я учился еще в прошлом веке и всегда радовался когда на экзамене преподаватель говорил студентам: "Вы можете пользоваться чем угодно, но если Вы не знаете материал это Вам не поможет". Тот объем знаний, который нам давали другие преподаватели физически не мог вмещаться в наши головы, и даже отличники прибегали к списыванию. Когда я сам стал преподавателем я очень огорчался, когда понимал, что к 3-4 курсу из-за этой системы студенты разучаются думать и способны только либо заучить что-то перед экзаменом, что вылетит из них через три дня, либо "тупо" все списать со шпаргалки. Попытка переформатировать класс в сторону включения ума часто терпела крах. Поэтому, грех это выйти из института плохим специалистом, особенно если это сфера связанная с жизнью и здоровьем людей, а локальное списывание это часто выбор из двух зол. Если Вас обличает совесть, что Вы легко могли бы лучше выучить материал, но не стали делать этого, а пили, ели, болтали и веселились это повод задуматься и изменить своё поведение, если же Вы физически не можете заучивать тот объем материала, который Вам предлагают, из за несовершенства образовательного процесса, но ответственно и глубоко погружаетесь в будущую специальность - другое.
Святейший Патриарх Кирилл как-то отвечал на подобный вопрос:
Я хотел бы сказать так: если мы обманываем — это плохо, но я далек от того, чтобы вообще исключить всякую возможность, допустим, написания неких конспектов перед экзаменами, которые мы иногда называем почему–то шпаргалками. Вот пишет человек самостоятельно эти конспекты — это же тоже процесс обучения. Конечно, желательно потом повторить материал по этим конспектам так, чтобы, может быть, и не использовать их никогда. Это часть обучения. Но всегда и при всех обстоятельствах мы все–таки должны помнить: исключения могут быть из правил, но ни шпаргалка, ни списанные контрольные не могут становиться правилом. Иначе правилом вашей жизни всегда будет дармовщинка, тогда вы будете слабыми, а не сильными, тогда это будет работать против вас, формировать ложные ценности, что можно все стянуть: если можно украсть интеллектуальную собственность, то почему нельзя украсть иную собственность? Я не являюсь крайним ригористом и еще раз хочу сказать: бывают иногда такие обстоятельства, когда у человека остается только одна возможность, чтобы не отстать от курса. Всякое в жизни бывает: иногда какие–то потрясения, трудности, не справился с чем–то — в качестве какого–то исключения сделать это, может быть, и нужно, покаявшись перед Господом, но ни в коем случае не возводить это в правило.