6 Ответов
Жениться на разведенной можно и венчаться с разведенной можно. Это если кратко. А теперь подробнее.
Господь Иисус Христос сказал: "кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует" (Мф. 19:9). Но в этих словах - идеальная ситуация: один брак на всю жизнь, одна женщина для одного мужчины и наоборот. В Ветхом Завете даже вдовам не рекомендовалось вступать в новый брак, хотя позволялось (Но идеалом остаются пророчица Анна и Иудифь, которые после ранней смерти мужей долгую жизнь прожили вдовами).
В Православной Церкви есть важное правило: если человек женился на разведенной - его не рукополагают в священный сан (18-е правило святых апостолов, IV век: "Вземший в супружество вдову, или отверженную от супружества, или блудницу, или рабыню, или позорищную, не может быти епископ, ни пресвитер, ни диакон, ниже вообще в списке священного чина"). В этом смысле священник должен соответствовать идеалу.
Однако если мужчина не планирует принимать священный сан, он может жениться на разведенной. И я знаю массу подобных случаев среди церковных людей. В конце концов, не всегда женщина виновата в том, что она разведена. Да и не оставаться же ей всю жизнь одинокой. Потому Церковь благословляет второй и третий брак для человека (правда, третий брак с двумя условиями: не старше 40 лет и при отсутствии детей). Более того, если мужчина не был женат, то их обвенчают по чину первого брака.
Есть такое понятие в Церкви: икономия, принцип решения церковных вопросов с позиции снисхождения, чтобы не было хуже. Вот по этому принципу - можно. Сейчас Церковь при разводе не исследует обстоятельства, а лишь констатирует, что брак распался и восстановить его не представляется возможным, а правящий архиерей даёт благословение на второй церковный брак (венчание), в крайнем случае, даже и на третий, но не более. На этом, церковная икономия в Православной Церкви заканчивается (а католики, например, вообще её не допускают, не благословляют повторные браки и не причащают второбрачных никогда).
Так как надо предельно ясно понимать, что евангельский и церковный идеал - однобрачие. Один мужчина и одна женщина в вечности. И ничего более, кроме любви. К нему призывает Христос и Его Церковь: «И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Матф.19:3–9).
Моисей, применяет икономию, чтобы, по словам блаженного Феофилакта Болгарского, по причине жестокосердия древних евреев и нравственной распущенности, они, вознамерившись вступить в брак с другими женами, не стали погублять первых жен. А Христос Спаситель возвещает людям идеал, то что ждёт Бог от каждого человека, то каким должно быть устроение Божьего мира, то что принесёт людям радость и мир с Богом и друг другом.
В заключение приведу цитату из Основ социальной концепции Русской Православной Церкви:
"В целях духовного воспитания брачующихся и содействия укреплению супружеских уз священники призываются к тому, чтобы в беседе, предшествующей совершению Таинства Брака, подробно разъяснять жениху и невесте идею нерасторжимости церковного брачного союза, подчеркивая, что развод как крайняя мера может иметь место только в случае совершения супругами деяний, которые определены Церковью как поводы для развода. Согласие на расторжение церковного брака не может даваться ради угождения прихоти или для «подтверждения» гражданского развода. Впрочем, если распад брака является свершившимся фактом – особенно при раздельном проживании супругов, – а восстановление семьи не признается возможным, по пастырскому снисхождению также допускается церковный развод. Церковь отнюдь не поощряет второбрачия".
"Единственным допустимым основанием развода Господь назвал прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности.
В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в ”Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью” признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим.
В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа".
Христос дал очень конкретный ответ на этот вопрос:
Всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует (Лк.16:18).
Связано это с тем, что при заключении христианского брака, между супругами создаются невидимые "цепи брака", которые расторгаются только со смертью одного из них. Свт. Иоанн Златоуст объясняет:
«Жена связана законом, доколе жив муж ее (1Кор. 7:39), так что, хотя бы он дал ей запись отпущения, хотя бы она оставила дом и ушла к другому, она связана законом, она и в таком случае – прелюбодейка. Поэтому, если муж захочет отвергнуть жену, или жена оставить мужа, то пусть вспомнит это изречение и представит присущим Павла, который, осуждая ее, вещает: Жена связана законом. Как беглые рабы, хотя оставляют господский дом, влекут за собой и свои цепи, так и жены, хотя бы оставили мужей, имеют вместо цепей закон, который осуждает их, обвиняет в прелюбодеянии, осуждает и тех, которые берут их, и говорит: муж еще жив, и дело это есть прелюбодеяние. <...>
В самом деле, что скажем мы тогда имеющему судить нас, когда, представив закон и прочитав, Он скажет: Я повелел не брать отпущенной жены, сказав, что это дело – прелюбодеяние; как же ты осмелился вступить в запрещенный брак? Что мы скажем, и что будем отвечать? Там уже нельзя сослаться на светские законы, но необходимо в молчании и связанными идти в геенский огонь вместе с прелюбодеями и осквернившими чужие браки, потому что и отвергнувший жену без причины, состоящей в прелюбодеянии, и женившийся на отвергнутой при жизни мужа, наказываются одинаково вместе с отвергнутой.
Спасибо большое за ответ