Покая́ние (от греч. μετάνοια (метанойя) – перемена сознания, переосмысление, прозрение).
На исповеди мы признаёмся в тех грехах, которые совершили, например, за неделю. Но является ли это настоящим покаянием? Если да, то почему тогда каждую неделю мы называем одни и те же свои грехи? Почему? Ведь покаяние это когда: «иди и впредь не греши...», а не: «пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи». Так, что же это мы такое совершаем, когда каждую неделю (или месяц) на исповеди рассказываем священнику, при присутствие рядом Самого Бога, о своих грехах, а потом идём и творим то же самое? Наши греховные страсти, толкающие нас делать те или иные грехи, никуда не пропадают. А при настоящем покаянии они должны исчезать. Насовсем. Или я в этом вопросе ошибаюсь?
4 Ответа
Вообще-то это от человека зависит, пришёл ли он на исповедь с покаянием или с отчётом о грехах. Если человек перед исповедью духовно поработал, то он приходит к ней с желанием исправления, борьбы со своими грехами. Даже, если в результате этой борьбы в последствие он оказывается побеждённым, но не сдаётся, не опускает руки, а опять возвращается к покаянию, такая борьба - это путь ко спасению.
Если же человек только формально подходит к таинству, то это превращается в «обрядоверие», как то было у иудеев, не принявших Христа. Внешне он участвует в таинствах, но душу его они не трогают. Это печальное состояние, которого надо всячески избегать.
Другой вопрос, как это делается? Грядёт Великий пост и уже начинаются подготовительные недели к нему. Потому советую почитать Сборник проповедей «Слова о покаянии, причащении Святых Христовых Тайн и исправлении жизни» святителя Феофана Затворника по ссылке. Это один из лучших ответов на вопрос, как сделать исповедь не формальной, а настоящим покаянием.

Здравствуйте! Грехи бывают разные: смертные и несмертные (обыденные). Христианин может и должен быть свободен от всех смертных грехов, но не может быть полностью свободен от грехов обыденных. Поэтому апостол Иоанн говорит: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1Ин.1:8). И апостол Иаков: «Ибо все мы много согрешаем» (Иак.3:2). Как можно видеть, и апостолы не были свободны от несмертных грехов и регулярно приносили в них покаяние. Покаяние предполагает сокрушение о грехах и решительность в том, чтобы не повторять их. Если это намерение присутствует у человека, значит покаяние настоящее. Однако это не отменяет того, что он может по немощи впасть снова в некоторые обыденные грехи и снова нуждаться в покаянии. Это нормальный процесс в духовной жизни, главное не останавливаться в том, чтобы меняться к лучшему с помощью Божией. Напоследок приведу наставление св. Августина готовящимся принять Крещение:
Когда вы будете крещены, твердо придерживайтесь праведной жизни в соответствии с заповедями Божьими, чтобы вы могли соблюдать свое Крещение до конца. Я не говорю вам, что вы будете жить здесь без греха; но они простительны, без них эта жизнь невозможна. Ради всех грехов дано Крещение; ради легких грехов, без которых мы не можем существовать, была дана молитва.
О чем эта молитва? “Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим”. Раз и навсегда мы совершаем омовение в Крещении, каждый день мы совершаем омовение в молитве. Только не совершайте того, ради чего вы должны быть отлучены от тела Христова: это должно быть далеко от вас! Ибо те, кого вы видели совершающими покаяние, совершили отвратительные поступки, будь то прелюбодеяния или какие-то тяжкие преступления: за них они несут покаяние. Потому что, если бы у них были легкие грехи, было бы достаточно изгладить их ежедневной молитвой.

Как-то мой духовник, его сейчас уже нет с нами, говорил, что можно легко избавить человека от любой греховной страсти. Для этого надо только приставить к человеку здорового мужика с дубиной и гвоздями, и чтобы тот бил этой дубиной при всяком нарушении человеком заповеди Божией. И что это способ самый надёжный и действенный. Потому, что он доказывает, что от любой греховной страсти избавиться можно. Было бы сильное желание и помощь в этом деле Самого Бога. Но… это будет не покаяние, а вразумление через страх и боль. А Богу этого не надо. Бог есть любовь и хочет спасения каждому из нас. И дело нашего исправления — дело добровольное. Мы сами выбираем свой путь. А Бог всегда рядом, и всегда нам поможет. Только надо работать над собой, всегда надеясь на Его помощь. Потому, что сам человек исправить себя не может. Если бросил пить, но в мыслях своих хочешь выпить, то ты остался алкоголиком, и страсть эта от тебя никуда не ушла. Не воруешь только из-за того, что боишься попасть в тюрьму, а не потому, что даже мыслей таких уже больше нет, значит ты остался вором. Ну и т.д. Жизнь, скорее всего, дана нам, как школа исправления падшей души. И, если за этот короткий жизненный путь мы не успеем исправиться, то там, за чертой, сделать это уже не получится. Хотя надежда на милость Божию тоже никогда не умирает.
Регулярная, особенно частая, исповедь, совершаемая человеком, ведущим внимательную духовную жизнь, т.е. не впадающим в тяжкие грехи, - действительно, больше похожа на монашеское откровение помыслов. Это всего лишь часть сложного процесса покаяния.
И в предыдущих ответах справедливо указано на то, что для полноценного покаяния необходимо еще сокрушение (сожаление и скорбь) о грехах и желание, решимость бороться с ними и исправиться.
Я бы добавил к сказанному ещё признание своего бессилия перед грехом и твердую веру в то, что Господь может укрепить нас, вразумить и сподобить одержать победу над страстью.
Что не отменяет активной работы по борьбе с грехом. Не только желания и решимости «биться в лоб» - но и рассуждения, поиска способов помочь себе преодолеть греховную привычку или черту характера.

Всё это, или большую из этого часть, я понимаю. Только иногда опускаются руки и приходит уныние. Что само по себе тоже является смертным грехом. Вера, конечно же, не исчезает, и Бог врать не умеет. Но, когда в течение долгих лет, при постоянном желании избавиться от той или иной греховной страсти, просьбах Бога помочь в этом, заметных изменений не происходит, то ищешь причину этого и найти не можешь. Тогда и наступает уныние. Знаю ведь, что Он любит, хочет спасти, всегда рядом и всегда помогает, отвечает так или иначе на все мои вопросы, которые касаются спасения и не противоречат этому… и т.д. Но вот на эти вопросы: почему с некоторыми греховными страстями покаяния не происходит, не отвечает. Или это я Его ответов на мои вопросы про покаяние, и почему оно не со всеми греховными страстями случается, понять не могу.

Вот, что сегодня попало мне на глаза. Наверное, мне это и надо считать ответом на мой вопрос.
«Владыка Господи, Вседержитель и Творец всего мира, Отец сострадания и Бог милости, из земли создавший человека и наделивший его образом Твоим и подобием, дабы и в нём прославилось величественное имя Твоё на земле; отверженного же за преступление Твоих заповедей, вновь к ещё лучшему воссоздавший его во Христе Твоём, и возведший на небеса! Благодарю Тебя, что Ты умножил на мне величие Твоё, и не пре́дал меня до конца врагам моим, ищущим низвергнуть меня в пропасть ада, и не допустил меня погибнуть среди беззаконий моих. Ныне же, многомилостивый и любящий добро Господи, не желающий смерти грешника, но обращения его ожидающий и принимающий, поверженных поднимающий, сокрушённых исцеляющий, обрати и меня к покаянию, и поверженного подними, и сокрушённого исцели! Вспомни о Твоём сострадании и непостижимой Твоей от века благости и забудь мои безмерные беззакония, которые я делом, и словом, и мыслью совершил. Разрушь ослепление сердца моего, и да́руй мне слёзы умиления для очищения ума моего от скверны. Услышь, Господи, внемли́, Человеколюбец, очисти, Милосердный, и от мучительства царствующих во мне страстей несчастную мою душу освободи. И пусть более не удерживает меня грех, и да не превозможет меня враждебный демон, и к воле своей да не скло́нит меня. Но Ты, избавивший меня сильною Твоею рукою от его владычества, Благой и Человеколюбивый Господи, царствуй во мне и благоволи́, чтобы я весь принадлежал Тебе и в будущем жил по Твоей воле. И да́руй мне, по неизреченной Твоей благости, се́рдца очищение, уст хранение, прямоту поступков, мысль смиренную, мир помыслов, спокойствие душевных моих сил, радость духовную, любовь истинную, долготерпение, доброту, кротость, веру непритворную, воздержание крепкое, и исполни меня всех добрых плодов, по дару Святого Твоего Духа. И не доведи меня лишь до половины дней моих, и не похить душу мою неисправной и неготовой, но исполни меня Твоим совершенством. И та́к выведи меня из нынешней жизни, чтобы, безпрепятственно миновав начальников и властителей тьмы, по благодати Твоей, увидел и я неприступной Твоей славы красоту невыразимую вместе со всеми святыми Твоими, в которых свято и прославлено всесвященное и величественное имя Твоё, Отца и Сына и Святого Духа, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь».
Если Ваша исповедь точно такова, как Вы пишете, то и покаяние у Вас несовершенное. Совершенное покаяние пресекает грех.
С другой стороны, наверняка за годы церковной жизни Вы заметили, что перестали совершать и даже возненавидели некоторые греховные поступки, а другие перешли лишь в область мыслей. Таким образом, некоторое покаяние Вы все-таки показываете в себе, тогда как для борьбы с «обычными» грехами зачастую не хватает решимости. Способствуют этому невнимательная молитва и отсутствие всегдашней памяти о Боге, о Его суде и о собственной скорой смерти. Избегая читать жития святых и патерики, мы не имеем перед глазами доброго примера и поневоле увлекаемся плохими, которые с удовольствием замечаем в людях.
В заключение ответа процитирую историю про авву Иоанна Колова, которая как нельзя лучше показывает решимость грешника бороться с грехами:
Об авве Иоанне рассказывали: у одной юной девицы умерли родители и она осталась сиротою. Имя ей Таисия. Вздумала она в своем доме сделать странноприимницу для отцов Скита. Она жила так не мало времени, принимала отцов и служила им. Со временем истощилось ее имущество, и она начала нуждаться. Сблизились с нею развратные люди и совратили ее с доброго пути, и после того она стала жить худо так, что дошла до блудодейства. Отцы услышали об этом и очень опечалились. Призвали они авву Иоанна Колова и говорят ему: «Мы слышали о той сестре, что она живет худо. Когда могла, она оказывала нам любовь свою; а теперь мы окажем ей любовь и поможем ей. Потрудись сходить к ней и, по мудрости, дарованной тебе от Бога, устрой ее состояние». Авва Иоанн пошел к ней и говорит старухе придвернице: «Скажи обо мне своей госпоже». Старуха отказывала ему, говоря: «Вы прежде объедали ее, а теперь она уже бедна». Авва Иоанн отвечал ей: «Скажи госпоже: я много могу помочь ей». Слуги ее, насмехаясь над старцем, спрашивали его: «А что ты можешь дать ей, домогаясь так видеть с нею?» Старец отвечал: «Почему вам знать, что я хочу дать ей?» Старуха пошла и сказала своей госпоже о старце. Девица сказала ей: «Эти монахи всегда ходят около Красного моря и находят жемчужины». Потом, нарядившись, сказала придвернице: «Впусти ко мне старца». Когда старец вошел, девица, приняв его, села на ложе. Авва Иоанн, приблизившись, сел подле нее и, внимательно смотря в лицо, сказал: «Что худого нашла ты в Иисусе, что дошла до такого состояния?» Девица, услышав это, побледнела. Авва Иоанн, преклонив свою голову, начал сильно плакать. Девица говорит ему: «Что ты плачешь, авва?» Старец поднял голову, а потом опять наклонился и, рыдая, говорит ей: «Вижу, что сатана играет лицом твоим; как же мне не плакать?» Услышав это, девица говорит ему: «Есть ли авва, для меня покаяние?» – «Есть», – отвечал он. «Веди же меня, куда ты хочешь», – сказала девица. «Пойдем», – отвечал старец. Она встала, чтобы следовать за ним. Авва Иоанн удивился, заметив, что девица не сделала никакого распоряжения и даже ни слова не сказала о своем доме. Когда они пришли в пустыню, наступил вечер. Авва сделал небольшое возглавие из песка для девицы и, перекрестив его, говорит ей: «Усни здесь». В малом расстоянии от нее и для себя сделал такое же возглавие и, кончив молитвы свои, уснул. Проснувшись в полночь, он видит светлый путь, простиравшийся с неба до самой девицы, и видит Ангелов Божиих, которые возносили душу ее. Встав, подошел к девице и толкнув ее ногой. Когда узнал, что она умерла, повергся на землю и молил Бога. И был ему голос, что один час покаяния ее принят лучше покаяния многих, долго кающихся, но не показывающих такой горячности в покаянии.

«… покаяние у Вас несовершенное. Совершенное покаяние пресекает грех…»
Так и я о том же самом писал. Раз грех не исчезает, значит и покаяние не настоящее. У меня лишь был вопрос: почему?
Грех этот я вижу, хоть иногда и с опозданием, пропускаю его тоже не всегда. Ненавижу его в себе и хочу от него избавиться. Прошу постоянно об этом Бога. Но совсем этот грех не пропадает. Иногда, когда Бог даёт немного благодати, могу сказать про себя бесу: «Нет, не буду я тебя сегодня кормить, отойди от меня…» Но это, тоже понимаю, больше необходимо мне, чтобы контролировать сам процесс вспышки гнева, чем вызов бесу. Так, как бес моих мыслей читать всё равно не может, а человек, который услышит мои слова и не поймёт, в чём тут дело, и сильно обидется, принимая мои слова на свой счёт. Но вот контролировать свой гнев получается не всегда. Понять, что же это сейчас такое произошло, получается только спустя несколько минут. А это уже бывает слишком поздно. И человека обидел, наорал на него, и душе своей навредил.

Вы поставили вопрос более конкретно, там проще его понять и ответить. Раз сейчас Вас борет гнев, надо узнать о самой этой страсти и методах борьбы с ней, например отсюда https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/strasti-i-borba-s-nimi/3_4. А потом действовать как учат святые отцы, а не по своеличным размышлениям, которые без необходимой духовной опытности всегда сколько-нибудь будут ошибочны.
Спасибо за ответ.
«Даже, если в результате этой борьбы в последствие он оказывается побеждённым…»
Часто, очень часто не успеваю отреагировать на событие правильно, или просто промолчать в ответ. Я насчёт раздражительности и гневливости. Понимаю, что своим гневом я кормлю того бесёнка, который живёт в человеке, который меня провоцирует. Ведь получив мою вспышку гнева, наевшись, он на время успокаивается, а сам тот человек становится совсем другим, нормальным и адекватным. А заодно, при вспышке гнева, я и одного из своих чёрных пассажиров кормлю. Потом каюсь на исповеди, прошу Бога помочь мне избавиться от этой греховной страсти. Но всё повторяется снова и снова. Значит, покаяния, как это произошло с некоторыми другими моими страстями, которые исчезли совсем, очень на это надеюсь, не происходит. Неоднократно уже убеждался в том, что Бог своих даров назад не забирает.