5 Ответов
Комментарий юриста:
Термин «хищение» применяется в отношении материального объекта.
Нарушение авторских прав не является хищением, более того, предметом хищения в призме определения, данного в ст. 158 УК РФ является имущество. Авторское право (исключительное право на РИД) в свою очередь является имущественным правом. Лицо размещая результат интеллектуальной деятельности не приобретает на него прав.
С понятийной точки зрения это не кража, а нарушение исключительного права на произведение (ст. 1301 ГК РФ, 148 УК РФ). Субъектом авторских прав, при этом, является не собственник или владелец, а правообладатель (см., напр., ст. 1229 ГК РФ). Исключительное (авторское) право нельзя изъять (можно изъять лишь материальный носитель, на котором оно выражено), а потому объектом хищения собственно исключительное право, в т.ч. авторское право, быть не может.
См. также О сетевом «пиратстве»
Воровство – не юридический термин. В юридическом лексиконе используются термины хищение и кража.
Под хищением в Уголовном кодексе «понимаются совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества».
Кража в УК – «тайное хищение чужого имущества».
Имущество – это объекты, которые по общему правилу могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому.
Свободное размещение в Сети произведений, права на которые принадлежат иным лицам и организациям, является «незаконным использованием объектов авторского права», но не хищением (воровством), т.к. совершается безвозмездно и не причиняет «реального ущерба» («утраты или повреждения имущества») собственнику.
Понятие упущенная выгода («неполученные доходы») не квалифицируется законом как хищение.
Всегда считалось, что воровство - это взять у другого человека какую-то вещь, так что у того ее больше не будет. Например, по римскому праву кража - это незаконное изъятие движимой вещи с целью извлечения прибыли из самой вещи либо из пользования или владения ею. В отношении интеллектуальной собственности такая логика не работает.
В древности авторы обычно стремились к максимальному распространению своих произведений. Для этого они иногда даже подписывали свои тексты именами знаменитых писателей. Такие сочинения сохранились и в церковной письменности и называются псевдоэпиграфами. В Библии нет запрета на переписывание чужих книг, а святые отцы заботятся при этом только о правильном духовном содержании, но вовсе не о защите чужих авторских прав.
Современное законодательство, однако, смотрит на этот вопрос иначе, охраняя права автора на информацию.
Таким образом, церковные обычаи и традиционное право расходятся здесь с нормами современного права. Поэтому надо стараться поступать по совести, наученной согласно Евангелию. Мне кажется, что не будет грехом скачивание книги, которая находится в открытом доступе. Но если для этого приходится кого-то обманывать, то обман сам по себе является грехом.
Владельцы авторских прав защищены законом и могут сами решать, позволять ли кому-либо размещать свои произведения в открытом доступе или запрещать это делать. В большинстве случаев для запрета им достаточно направить электронное письмо и труд будет убран, т.к. в случае судебного разбирательства, суд будет на их стороне. Поэтому не следует считать, что размещение в Сети книг и статей без согласования с их авторами, автоматически неугодно авторам. Кому негодно, тот не позволяет размещать самостоятельно или через агентства по защите авторских прав, которые в автоматическом режиме производят мониторинг Сети на наличие произведений.
Как показывает опыт, большинство авторов-христиан не возражает против свободного размещения их произведений после продажи тиража. Бывает, что они сами и даже издательства стремятся к тому, чтобы с произведением ознакомилось как можно больше читателей.