6 Ответов
В Вашем вопросе кроется два: оценка светского законодательства и христианский подход к этому вопросу.
1. Воровство – не юридический термин. В юридическом лексиконе используются термины хищение и кража.
Под хищением в Уголовном кодексе «понимаются совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества».
Кража в УК – «тайное хищение чужого имущества».
Имущество – это объекты, которые по общему правилу могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому.
Свободное размещение в Сети произведений, права на которые принадлежат иным лицам и организациям, является «незаконным использованием объектов авторского права», но не хищением (воровством), т.к. совершается безвозмездно и не причиняет «реального ущерба» («утраты или повреждения имущества») собственнику.
Понятие упущенная выгода («неполученные доходы») не квалифицируется законом как хищение.
2. Авторы-христиане, как правило не считают созданные ими произведения своей исключительной собственность. С одной стороны, им причитается оплата за их труд по созданию произведения, с другой - они понимают, что всё в этом мире в конечном итоге принадлежит Богу и должно служить в Его славу. Поэтому, получив гонорар от издателя, обычно положительно смотрят на чтение и распространение их трудов всеми желающими.
Государственные законы защищают правообладателей, поэтому они сами могут регулировать меру коммерческого и свободного размещения своих трудов, руководствуясь обстоятельствами своей жизни и христианской совестью.
Как копирование трудов в период их продажи, так и монополизация христианской литературы после её продажи, представляются греховными крайностями.
Всегда считалось, что воровство - это взять у другого человека какую-то вещь, так что у того ее больше не будет. Например, по римскому праву кража - это незаконное изъятие движимой вещи с целью извлечения прибыли из самой вещи либо из пользования или владения ею. В отношении интеллектуальной собственности такая логика не работает.
В древности авторы обычно стремились к максимальному распространению своих произведений. Для этого они иногда даже подписывали свои тексты именами знаменитых писателей. Такие сочинения сохранились и в церковной письменности и называются псевдоэпиграфами. В Библии нет запрета на переписывание чужих книг, а святые отцы заботятся при этом только о правильном духовном содержании, но вовсе не о защите чужих авторских прав.
Современное законодательство, однако, смотрит на этот вопрос иначе, охраняя права автора на информацию.
Таким образом, церковные обычаи и традиционное право расходятся здесь с нормами современного права. Поэтому надо стараться поступать по совести, наученной согласно Евангелию. Мне кажется, что не будет грехом скачивание книги, которая находится в открытом доступе. Но если для этого приходится кого-то обманывать, то обман сам по себе является грехом.
Владельцы авторских прав защищены законом и могут сами решать, позволять ли кому-либо размещать свои произведения в открытом доступе или запрещать это делать. В большинстве случаев для запрета им достаточно направить электронное письмо и труд будет убран, т.к. в случае судебного разбирательства, светский суд будет на их стороне.
Поэтому не следует считать, что размещение в Сети книг и статей без согласования с их авторами, автоматически неугодно авторам. Кому негодно, тот не позволяет размещать самостоятельно или через агентства по защите авторских прав, которые в автоматическом режиме производят мониторинг Сети на наличие произведений.
Как показывает опыт, большинство авторов-христиан не возражает против свободного размещения их произведений после продажи тиража. Бывает, что они сами и даже издательства стремятся к тому, чтобы с произведением ознакомилось как можно больше читателей.
Рекомендую подробную статью о. Георгия Максимова на эту тему: О сетевом «пиратстве».
Цитата из неё:
Современный секулярный мир стремится отменить заповеди Божии, объявив нормой то, что является грехом с точки зрения Бога, и при этом ввести свои собственные заповеди, объявляя грехом то, что Бог грехом не объявлял. Например, с точки зрения идеологов секуляризма эвтаназия, аборты, блуд и гомосексуализм это совсем не грех, но вот скачать с интернета книжку или программу, не заплатив правообладателям – страшный грех, равно как и «гомофобия», «нетолерантность» и т.п.
Хотя с точки зрения светского законодательства хищение вещи и нарушение права на интеллектуальную собственность являются разными правонарушениями, Церковь считает все это грехами против 8-й заповеди (не укради). В обоих случаях человек пользуется тем, на что не имеет права, совершая несправедливость по отношению к другим. Учение Церкви по этому вопросу изложено в Основах социальной концепции РПЦ, VII.3:
Все большую значимость приобретает интеллектуальная собственность, объектами которой являются научные труды и изобретения, информационные технологии, художественные произведения и другие достижения творческой мысли. Церковь приветствует творческий труд, направленный на благо общества, и осуждает нарушение авторских прав на интеллектуальную собственность.