Из жития преподобного Моисея Мурина известно, что когда он набирал воду, его бесы сильно ударили по спине, и он после этого год болел. Но ведь мы знаем, что бесы и сам сатана - это падшие ангелы, а ангелы, как добрые, так и злые, по своей природе бестелесны.
Каким же образом они могут кого-то ударить, ведь чтобы ударить, нужно, чтобы был кулак, а значит и тело?
3 Ответа
Из житий святых мы так же знаем, что они иногда видели как ангелов, так и бесов. Ваш вопрос можно продолжить в том же духе, как они могли их видеть, если мы знаем, что видим отражённый свет от материальных предметов. Ангелы и бесы не материальны, как же от них может отражаться свет? Очевидно, что Богом попущена возможность существам духовного мира приобретать некоторые физические свойства этого мира, так сказать «материализоваться» на некоторое время. Какие физические процессы лежат в основе этого явления мы сказать пока не можем. Возможно это объяснит «теория струн», согласно которой в основе элементарных частиц лежат волновые колебания. Если это так, то тогда можно понять, как Бог из «ничего», т.е. из чистой энергии, сотворил этот мир. А также понять, как духовные существа, несомненно наделённые энергией, материализуются.
Как добрые, так и злые ангелы способны воспринимать воздушные тела, подобные человеческим. В Священном Писании есть много примеров явлений ангелов, которые выглядели точно также как люди, разговаривали и принимали пищу. Поэтому нет ничего обычного, что они могут кого-то и побить, если Бог попустит. Даже если не говорить про тело, духи способны управлять предметами, которые могут использоваться в качестве оружия.
Подобных историй весьма много в житиях святых, особенно преподобных отцов. Бесы не могут таким образом убить человека, но навредить ему, избить и т.п. - могут. Для некоторых людей заданный Вами вопрос является поводом отрицать такие рассказы. Такую позицию занимал, в частности, А.И. Осипов, когда читал у нас в семинарии лекции.
Но я приведу сейчас яркий фрагмент из жития прп. Антония Великого:
Тогда враг, не стерпя сего, даже боясь, что Антоний в короткое время наполнит пустыню подвижничеством, является к нему однажды ночью со множеством демонов и наносит ему столько ударов, что от боли остается он безгласно лежащим на земле. Как сам Антоний уверял, весьма жестоки были его страдания, и удары, нанесенные людьми, не могли бы, по словам его, причинить такой боли. Но по Божию Промыслу (ибо Господь не оставляет без призрения уповающих на Него), на следующий день приходит тот знакомый, который приносил ему хлеб. Отворив дверь и увидев, что Антоний лежит на земле, как мертвый, взял и перенес его в храм, бывший в селении, и положил там на земле. Многие из сродников и из жителей селения окружили Антония, как покойника. Около же полуночи приходит в себя Антоний и, пробудившись, видит, что все спят, бодрствует лишь один его знакомый. Подозвав его к себе знаками, Антоний просит, чтобы никого не разбудив, взял и перенес его опять в гробницу.
Так Антоний был отнесен им, и, когда, по обычаю, дверь была заперта, снова остался один в гробнице. Не в силах еще стоять на ногах от нанесенных ему ударов он, молится лежа, по молитве же громко взывает: «Здесь я, Антоний, не бегаю от ваших ударов. Если нанесете мне и еще большее число, ничто не отлучит меня от любви Христовой». Потом начинает петь: аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое (Пс. 26, 3). Так думал и говорил подвижник. Ненавидящий же добро враг, дивясь, что Антоний осмелился прийти и после нанесенных ему ударов, сзывает псов своих и, разрываясь с досады, говорит: «Смотрите, ни духом блуда, ни побоями не усмирили мы его; напротив того, отваживается он противиться нам. Нападем же на него иным образом». А диавол не затрудняется в способах изъявить свою злобу. Так и на этот раз ночью демоны производят такой гром, что, по-видимому, все то место пришло в колебание, и, как бы разорив четыре стены Антониева жилища, вторгаются, преобразившись в зверей и пресмыкающихся. Все место мгновенно наполнилось призраками львов, медведей, леопардов, волов, змей, аспидов, скорпионов, волков. Каждый из этих призраков действует соответственно наружному своему виду. Лев, готовясь напасть, рыкает; вол готов, по-видимому, забодать; змея не перестает извиваться; волк напрягает силы броситься. И все эти привидения производят страшный шум, выказывают лютую ярость. Антоний, поражаемый и уязвляемый ими, чувствует ужасную телесную боль, но тем паче, бодрствуя душою, лежит без трепета и, хотя стонет от телесной боли, однако же, трезвясь умом и как бы с насмешкой, говорит: «Ежели есть у вас сколько-нибудь силы, то достаточно было прийти и одному из вас. Но пoелику Господь отнял у вас силу, то пытаетесь устрашить множеством. Уже то служит признаком вашей немощи, что обращаетесь в бессловесных». И с дерзновением присовокупляет: «Если можете и имеете надо мною власть, то не медлите и нападайте. А если не можете, то для чего мятетесь напрасно? Нам печатью и стеною ограждения служит вера в Господа нашего». Так демоны после многих покушений скрежетали только зубами на Антония, потому что более себя самих, нежели его, подвергали осмеянию.
Господь же не забыл при сем Антониева подвига и пришел на помощь к подвижнику. Возведя взор, видит Антоний, что кровля над ним как бы раскрылась, и нисходит к нему луч света. Демоны внезапно стали невидимы, телесная боль мгновенно прекратилась, жилище его оказалось ни в чем не поврежденным. И ощутив эту помощь, воздохнув свободнее, чувствуя облегчение от страданий, обращается он с молитвою к явившемуся видению, и говорит: «Где был Ты? Почему не явился вначале – прекратить мои мучения?» И был к нему голос: «Здесь пребывал Я, Антоний, но ждал, желая видеть твое ратоборство; и пoелику устоял ты и не был побежден, то всегда буду твоим помощником и сделаю именитым тебя всюду». Услышав это, Антоний восстает и начинает молиться, и настолько укрепляется, что чувствует в теле своем более сил, чем было их прежде. Было же ему тогда около тридцати пяти лет.
Автор этого текста - свт. Афанасий Великий. Этот великий святитель нисколько не сомневается в реальности события, да и слышал это от самого прп. Антония и его учеников. Таким же образом и ангелы иногда приобретают как бы телесность. Мы помним из книги Деяний рассказ, как ангел толкнул в бок ап. Петра и потом взял его за руку и вывел из темницы (Деян.12:5-10). Что же, здесь тоже будем сомневаться?
Поэтому лично я думаю, что нет нужды размышлять, каким способом Господь попускает бесплотным духам получать как бы телесность. Надо заботиться о том, чтобы Господь не попустил демонам получить над нами никакой власти, а Ангел Хранитель всячески помогал нам.