6 Ответов
Разумеется, грех, и Библия очень резко порицает человеческие жертвоприношения у окружающих народов - и, особенно, когда в них впадают отступники из числа народа Божия. Но история Авраама - это как раз история отмены человеческого жертвоприношения. Среди язычников принести в жертву самое дорогое - сына-первенца - считалось высшим проявлением преданности божеству. К такой жертве обычно прибегали в крайней нужде - при эпидемии или нашествии сильных врагов.
И вот история Авраама научала людей, что Бог принял преданность Авраама, его готовность к такой жертве, и благословил Его - но не принял самой жертвы, заменив ее агнцем. Как пророчески говорит сам Авраам, "Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения" (Быт.22:8)
История Авраама - это и прообраз истории Христа, в которой Бог предоставляет Жертву для искупления человеческого рода - и этой жертвой становится Он сам в лице Иисуса Христа.
Грех есть противление воле Божьей. Послушаться же воле Божьей - не грех. Бог действительно повлел Аврааму принести в жертву сына, Исаака, причём, этот сын, для Авраама, был не просто желанным, но и долгожданным: "Авраам был ста лет, когда родился у него Исаак, сын его" (Быт.21:5). Однако, когда Авраам был готов принести его в жертву, "Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: ...не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня" (Быт.22:11-12). Таким образом, Исаак не был принесён в жертву; в жертву же, по воле Божьей, был принесён овен (Быт.22:13).
Какая во всем этом усматривалась цель? Во-первых, была испытана вера Авраама, а во-вторых, это событие послужило ярчайшим прообразом Крестной Жертвы Спасителя.
Сутью истории жертвоприношения Авраама является не принесение жертвы человеческой, её и не было принесено. Это событие из жизни Авраама называется «притчею воскресения из мертвых» (Евр. XI. 19)
Подробно, почти по словам можно разобрать эту историю вместе со святителем Филаретом Московским (Дроздовым), и тогда становится понятным смысл этого великого «великого искушения и обетования».