Бывшая жена 10 лет назад изменила, ушла к другому, настроила против меня дочь. Дочери уже 14, она по прежнему не хочет меня видеть, презирает меня, как и её мать, называет отчима папой, говорит, что он ей роднее, чем я. Я воцерковленный, православный, других женщин никогда не знал. Что делать? Она мой единственный ребенок.
4 Ответа
Это грустно и по-человечески больно, но нужно помнить, что смысл человеческой жизни – не в детях, а в Боге, в спасении души. Поэтому и в отношении бывшей жены и ребенка нужно вести себя по-христиански: сохранять любовь, не таить зла и обид. Молиться за них.
Стоит учесть, что 14 лет – это подростковый кризис, когда даже в благополучных семьях дети протестуют против авторитета родителей. А у вас это накладывается на культивируемое в семье девочки презрение к Вам. Если для такого презрения они находят конкретные поводы, то помня о том, что рано или поздно Ваша дочь будет проводить переоценку материнских взглядов, Вы можете укреплять свои позиции по проблемных вопросам. Я не знаю, что их не устраивает в Вас. Просто для примера претензия, с которой мне не раз приходилось иметь дело при работе с разводящимися семьями: часто женщины недовольны низкой зарплатой мужей, даже если денег семье хватает на все основные нужды. При этом можно либо искать другую, более оплачиваемую работу, либо вырабатывать четкую уверенную позицию, показывающую удовлетворенность работой и жизнью. У некоторых людей всё измеряется деньгами, но тем не менее, в сложные периоды именно уверенность и умение легко адаптироваться к трудностям нередко становятся почти магнитом для тех, кто находится в сильном стрессе. И люди с обычной зарплатой, но при этом уверенные в себе и в своей жизненной позиции, становятся опорой для тех, кто вечно гонится за достатком.
Общаться сейчас с дочерью, которая не хочет с Вами общаться, вряд ли получится, по крайней мере, без серьёзных конфликтов и раздоров. Есть смысл еще один раз, но серьезно и доходчиво донести до неё, что Вы её любите; готовы прийти к ней на помощь, если потребуется; что не будете навязываться, просто хотите, чтобы она знала об этом. Принять это или нет – это уже её выбор. Но если Вы будете жить достойно, станете своего рода островком ненапускного благочестия, будете жить с Богом благополучно и уверенно, то когда она окончательно повзрослеет и начнет уже сама делать выводы об окружающих людях, то есть шанс, что по милости Божией она увидит Вас своими глазами, такого, какой Вы есть, а не через призму материнских обид. То есть задача, как и в любых испытаниях – со смирением, твердо и уверенно стоять в соблюдении Божиих заповедей.
Сергей, можно Вам только посочувствовать. Крест одиночества весьма тяжек. Однако одиночество высвобождает для нас достаточно свободного времени, которое можно потратить на помощь ближним и собственное спасение. Ап. Павел говорит:
Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего. А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения. (1Кор.7:29-35)
Толкуя выделенное место, свт. Феофан Затворник пишет:
И безбрачный может не иметь попечения о Господних; но брачный, хотя бы и хотел попещись о сем, не может, как бы хотел, ибо мешает жена, дети, дом, кои все требуют забот и попечения. А оженивыйся печется о мирских, како угодити жене. Где жена, там семья и дом: и тут поприще забот. У самой жены и необходимых нужд немало; а если к этому привьется суетность и желание идти в уровень с требованиями века, то их и перечислить нельзя. От всех таких забот безбрачие делает свободным и развязывает человеку руки на дела богоугождения,– разумеется, если он хочет того. Если хочешь, говорит, угождать Господу, то безбрачное состояние есть самое к тому пригожее. Свои потребности удовлетворить легко, и затем все время может он посвящать Господу. А у брачного большую половину времени отнимают заботы, суета и мир, даже при лучших направлениях брачной жизни. Оттого брачные никогда не могут дойти до такой степени совершенства духовного, как безбрачные. «Сам Апостол указал на цель девства; ибо у девственника душа свободна от излишних и неразумных забот, и он, сколько возможно, подражает будущей жизни» (Феодорит). «Но как же это святой Павел, желая нас сделать беспечальными и для того советуя безбрачие, опять говорит: неоженивыйся печется о Господних? – Се – опять попечение! Но, говорит, это попечение совсем не такое, какое навязывается браком. Попечение о Господнем, как угодить Господу, спасительно и сладостно питательно, а попечения житейские и мирские по причине брака разорительны для души и томительны» (Феофилакт). Это очень замечательно, что одно и то же будто психологически действие такие противоположные имеет следствия. Это от разности предметов. В Господе – цель наша. Исключительное Ему себя посвящение в ближайшее вводит с Ним общение и, поставляя у цели, доставляет благобытие. К тому же Господь един и тех, кои Ему себя предают, объединяет, целость и крепость дает, а мирское многосложно: оно разлагает душу на саму себя и, целость жизни ее нарушая, истощает ее, томит и сушит.
Таким образом, Господь сейчас предлагает Вам более удобный, по слову ап. Павла, путь спасения. Но продолжайте и молиться за дочь. Может быть, со временем она поймет греховность поступков своей матери и захочет поискать спасения души, для чего и обратится к Вам. Главное, сейчас надо избегать недостойных поступков и слов (обвинений, обид и проч.).