8 Ответов
Римма, примите соболезнования. Несмотря на всю тяжесть Вашего душевного состояния, Вы должны понять и принять то, что теперь именно Вы - молитвенница за родителей и сына. Поэтому на вопрос "как жить?" могу ответить только так - жить молитвой. Господь ради усердия в молитве утешит Вас и облегчит участь умерших.
Римма, в Вашей ужасной ситуации надо постараться сохранить душевную полноту, а не пустоту. Эту полноту у всякого православного христианина наполняет Божия благодать ради нашего доверия Промыслу Божию, ради усердных молитв, ради нашего участия в таинствах исповеди и причастия. Ищите утешения в чтении Евангелия, в молитвах за умерших близких. Если имеете время, постарайтесь прочитать Псалтирь об их упокоении - например, в течение 40 дней подряд или до Пасхи (она наступит чуть раньше, чем через 40 дней). Подавайте и милостыню за покойников с просьбой молиться о них.
Старайтесь неопустительно каждое воскресенье быть на литургии в храме, а если можете, то и накануне вечером на всенощной. Где же еще искать утешения, как не в храме - доме Божием?
Будете молиться и причащаться - Богу угоднее будут и Ваши молитвы за близких, ради этих молитв Он даст им утешение на том свете, а Вы почувствуете, что Ваша любовь к ним никуда не исчезла, просто она стала другой. Но в свое время Вы с ними соединитесь в присутствии Бога. Только бы Вы не отчаивались и доверились Богу.
Помоги Вам Господь!
Римма, очень сочувствую Вам. В этой ситуации, может быть, Вам будет прояснение о промысле Божием о Вас и Ваших родственниках, если почитать следующий эпизод из жития известного прозорливого старца схиигумена Саввы (1898-1980) из Псково-Печерского монастыря:
У M. было два сына. Старший А. работал геологом. При переправе через реку на плотах он утонул, и восемь месяцев о нем не было известий. Не зная причины его молчания, мать поехала к старцам и многих обошла, и никто не мог ей сказать о сыне, но один из них посоветовал ей съездить в Псково-Печерский монастырь к старцу схиигумену Савве.
Когда она приехала в монастырь, отец Савва сам подошел к ней и спросил: «Вы кого ищете? Сына? Его нужно отпеть. Мы его отпоем, и он найдется. А тебя я беру к себе в духовные чада».- И добавил: «Ты за меня будешь молиться, а я за тебя».
Когда она возвратилась домой, ее ждала телеграмма, в которой сообщалось, что нашли тело ее утонувшего сына.
Проходит полгода, и молнией убивает другого сына. Потрясенная горем, М. едет в Печоры к отцу. Как и в первый раз, он сам подошел к ней. Она сказала, что лучше было бы ей самой умереть, чем ее детям. На это отец ответил: «Ты примешь монашество и будешь за них молиться. А если бы умерла ты, то они, не молясь за себя, и за тебя бы не молились».
Когда она стала монахиней, то во сне сыновья явились ей, благодарили ее и сказали: «Мама, мы в хорошем месте».
Обратите внимание на выделенные слова. Через такое горе нужно было сподвигнуть кого-то из семьи молиться за остальных. Возможно, что аналогично, Вашу кандидатуру Бог видит наиболее подходящей для молитвы о Вашей семье. Если бы все жили как жили, возможно, Вы бы и они пребывали в расслабленном состоянии, и никто бы ни о ком не молился или слишком мало молился.
Потеря близких - это всегда очень тяжело. Но это напоминает нам о том, что не мы хозяева жизни, а Бог. Это Он решает кому и когда жить и умирать. А нам остаётся покориться Его воле, для своего же блага. Только Он может дать силы и смысл жить дальше. Прп. Паисий Святогорец сравнивает смерть с временной разлукой близких людей, проживающих в разных странах:
Мы должны понять, что в действительности человек не умирает. Смерть — это просто переселение из одной жизни в другую. Это разлука на недолгое время. К примеру, если человек уезжает на год за границу, то его родные расстраиваются, потому что они разлучатся на один год, или, если он уезжает на десять лет, они расстраиваются из-за этой десятилетней разлуки. Подобно этому люди должны смотреть и на ту разлуку с любимыми людьми, которую приносит смерть. К примеру, если у пожилых людей умирает близкий человек, то они должны сказать: "Лет через пятнадцать мы опять встретимся". Если люди, у которых умер близкий, ещё молоды, то пусть они скажут: "Мы снова встретимся лет через пятьдесят". Конечно, человек испытывает боль из-за смерти родного ему человека, однако к смерти надо относиться духовно. Помните, что говорит апостол Павел? "Да не скорбите якоже и прочие не имущие упования" . К примеру, как часто я видел бы своего умершего родственника, если бы он остался жив? Раз в месяц? Так надо подумать о том, что там, в жизни вечной, я буду видеть его постоянно. Наша тревога оправдана только в том случае, если человек, который умер, жил плохо. К примеру, если он был человеком жестоким, то нам надо за него много молиться — если мы его действительно любим и хотим встретиться с ним в жизни иной.
Помоги Вам Господь!
Сочувствую вашим утратам! Дай Бог добрейшей посмертной участи вашим близким!
Как жить вам? Обычно. Не так, словно ничего не произошло, а продолжая – или начав, если у вас ее не было, – молитвенную жизнь. Только теперь нужно еще бороться с унынием, которое не раз будет осуществлять свои нападки на вас (можно сказать, одолевать эту греховную страсть на высоком уровне сложности).
Вам необходимо усилить свое стремление к Богу – чаще посещать богослужения, участвовать в Таинствах Церковных. Делать благие дела не только за себя, но и за своих близких, которые физически больше не могут делать добро ближним. Это самое главное – молиться за них, помогать им духовно – есть немало свидетельств о том, что наши, еще живых людей, молитвы за умерших облегчают их состояние в мире ином.
Что же касается ощущения бессмысленности существования, которое естественно после смерти дорогих людей, важно напоминать себе, что смысл человеческой жизни – спасение собственной души, и наличие или отсутствие рядом близких людей - лишь обстоятельство, условия, в которых мы духовно трудимся с целью спасения.
Скорее всего, боль от потери родителей и, тем более, сына навсегда останется с вами. Но эта боль не обязана быть мучительной и постоянно причинять страдания. Наоборот – ваша задача — суметь пережить этот период, провести так называемую «работу горя», чтобы эта боль стала светлой, чтобы мысли о дорогих людях приносили улыбку, пусть и грустную, а не чувство пустоты и отчаяния.