Часто можно прочесть, что Святые ненавидели похвалу, презирали человеческую славу, но как достигнуть такого совершенства? Например, когда кто-нибудь похвалит тебя за благое дело, даже если ты не ради похвалы его совершил, становится приятно, хоть на мгновение да промелькнет мысль «какой я молодец», каким способом можно от этого избавиться и грех ли это?
И это касается не только тщеславия, то осуждение промелькнет, то недовольство, тут же себя одергиваешь, но факт-то уже произошел. Исповедуешь эти мелкие грехи, вроде становишься лучше, но возможно ли когда-то избавиться полностью от всех грехов, живя в миру? Это человеческая природа такова? И что с этим делать?
5 Ответов
Нельзя сказать, что, вот, мол — эта точка и есть совершенство. Совершенствование — это процесс. Совершенствоваться можно сегодня. Дела добра можно творить сегодня. Бороться со грехом можно сегодня.
Хорошо сказано:
Покаяние всегда прилично всем грешникам и праведникам, желающим улучить спасение.
И нет предела усовершению, потому что совершенство и самых совершенных подлинно несовершенно.
Посему-то покаяние до самой смерти не определяется ни временем, ни делами.
Екатерина, по-моему тут применяется общий принцип: чтобы приобрести добродетель, которой еще нет, нужно вести себя, как если она есть. И тогда Бог постепенно пошлет ее. В крайней степени это, возможно, для Вас пока не доступно. Как, например, один Святой шил одежду, но не доделывал ее, чтобы его ругали, а не хвалили. Или кто-то изображал из себя умалишенного. Т.е. они на столько не хотели похвалы. Но это пришло постепенно. Т.е. Вы пока не ненавидите похвалу, так постепенно начинайте борьбу - не способствуйте тому, чтобы Вас хвалили. Не говорите, когда не спрашивают, не высказывайте мнение, добрые дела делайте анонимно и т.п. Батюшка Димитрий Смирнов этот небольшой совет часто давал - не говорить, когда не спрашивают. И у Святых Отцов про это сказано. Если даже начать с такой небольшой вещи, то такая сильная борьба может начаться, а факт борьбы указывает, что вот он грех, идет работа против него.
Также про промелькнувшие мысли: грех не только и не столько эти мысли, сколько склонность к греху, в данном случае внутреннее отношение к похвале, услаждение похвалой. Т.е. даже если мысль не успела проскочить, человек все равно как был тщеславным, так и остается. Промелькнувшие мысли просто свидетельствуют, что он такой, дают Вам увидеть это в себе. Т.е. мысли - грех, но быть тщеславным - гораздо хуже.
Спасибо Вам за ответ 🙏🏻
Почитайте авву Дорофея. И вообще, судя по обдуманности Вашего вопроса, советую Вам чаще читать аскетическую святоотеческую литературу и размышлять над ней. Через некоторое время Вы заметите прогресс в своей духовной жизни.
Конечно, речь идет не об отдельных цитатах, а именно о систематическом чтении книг. Хорошо бы при этом найти и разумного опытного духовника, чтобы можно было советоваться с ним, а не с неизвестными лицами в Интернете.
Что касается первого вопроса, то борьба с грехом остается у христианина остается на всю жизнь, а вот качество и интенсивность этой борьбы постоянно меняются. Это дело практического опыта.
Благодарю, отец Евгений 🙏🏻
Да конечно же, опытных духовников хоть отбавляй, выбирай любого, вон сколько их. Сейчас их очень мало.
Какие нынче пошли суровые судьи, желающие получить все, сразу и без труда! Вот Вам история из Древнего патерика:
Братия пришли к авве Филиксу, в сопровождении некоторых мирян, и просили его, чтобы сказал им слово. Старец молчал. Когда же они сильно упрашивали, сказал им: «Вы хотите слышать слово?» «Так, авва!» – отвечали они. Старец сказал им: «Ныне нет слова. Когда братия спрашивали старцев и исполняли то, что старцы говорили им, тогда сам Бог наставлял их, как сказать слово; а ныне только спрашивают, но не делают того, что слышат. Потому Бог отнял у старцев благодать слова, и они не находят, что говорить; потому что нет исполняющего слова их». Братия, услышав это, вздохнули и сказали: «Помолись о нас, авва!»
Например, когда кто-нибудь похвалит тебя за благое дело, даже если ты не ради похвалы его совершил, становится приятно, хоть на мгновение да промелькнет мысль «какой я молодец», каким способом можно от этого избавиться и грех ли это?
Если похвала не грех, то и принятие похвалы возможно без греха. Если правильно реагировать, без тщеславия. Христианский писатель К. С. Льюис пишет об этом:
Если вы испытываете удовольствие, когда вас хвалят, это не свидетельствует о гордости. Ребенок, которого похлопали по плечу за хорошо выученный урок, женщина, чьей красотой восхищается возлюбленный, спасенная душа, которой Христос говорит: “Хорошо, верный раб”,- все они чувствуют себя польщенными, и это вполне закономерно. Ведь здесь – удовольствие вызывает не то, какой вы, а сознание, что вы сделали приятное кому-то, кого хотели (и правильно!) порадовать. Беда начинается тогда, когда вы от мысли: “Я доставил ему удовольствие; как хорошо!”- переходите к мысли: “Должно быть, я очень хороший человек, раз сделал это”. Чем больше вы нравитесь себе и чем меньше удовольствия испытываете от похвалы, тем хуже вы становитесь.
Исповедуешь эти мелкие грехи, вроде становишься лучше, но возможно ли когда-то избавиться полностью от всех грехов, живя в миру?
Христианин, по благодати Божией, может полностью сохранить себя от смертных грехов. Но быть свободным от всех грехов вообще - невозможно в этой жизни. Можно только стремиться к тому, чтобы избегать отдельных мелких грехов. Я думаю, что наиболее правильным будет выбрать такой отношение, чтобы мы не ожидали от себя никаких особых результатов в плане духовного прогресса, не пытались измерить насколько мы выросли, и при этом, делать все возможное для исправления и духовного развития. Не нужно здесь идеализировать ни себя, ни святых. У всех были свои грехи и слабости, скрытые от взоров других людей, которые покрыла милость Божия в ответ на смирение и постоянное покаяние этих людей. Средства для духовного совершенствования известны: молитва, внимательное чтение Св. Писания и душеполезных книг, участие в Таинствах, дела милосердия и т.п.
Спасибо Вам!
Благодарю Вас 🙏🏻