5 Ответов
Юрий, со святым вечером!
Концепция «Москва – Третий Рим» представляет собой сложную историко-богословскую идеологему, возникшую как ответ на падение Константинополя и стремление сохранить Православие в его чистоте. Изначально она несла в себе смысл предупреждения и высокой ответственности за чистоту веры, как это было сформулировано старцем Филофеем Псковским. Однако со временем, особенно по мере укрепления Московского царства, эта идея приобрела и имперско-политическое измерение, став частью государственной идеологии, обосновывающей ведущую роль России.
Важно отметить, что идея «Третьего Рима» никогда не была провозглашена догматом Православной Церкви. Тем не менее, она глубоко укоренилась в русском самосознании и была официально утверждена при учреждении Патриаршества в 1589 году, став важной частью церковно-государственной симфонии. Критика концепции связана с опасениями по поводу ее потенциального использования для оправдания национализма, мессианства и светского империализма, а также с ее возможным противоречием универсальной природе Православной Церкви и принципам соборности. Идея особой духовной миссии государств в Православии коренится в византийской концепции симфонии, где государство призвано создавать условия для духовного развития и защиты веры, а Православие является духовной основой русской культурно-цивилизационной идентичности.
Для православного христианина необходимо подходить к идее «Третьего Рима» с духовным рассуждением, различая ее богословское содержание (ответственность за веру, роль удерживающего) от политических искажений. Приоритет всегда должен отдаваться Церкви как Телу Христову и Царству Небесному, которое превыше любых земных государств. Личная ответственность за сохранение чистоты Православия и следование евангельским заповедям любви, смирения и мира остается первостепенной. Важно помнить, что миссия Церкви универсальна, и национальные особенности не должны приводить к изоляционизму или чувству превосходства над другими народами. Концепция может служить напоминанием о высокой ответственности за сохранение веры и духовной жизни, но не должна быть оправданием для национальной гордыни или агрессии.
На мой взгляд, эта концепция губительна, поскольку провоцирует гордыню. Можно сколь угодно много говорить об особой миссии того или иного народа или страны, но давайте будем объективны - в России воцерковлены 3-5% населения. Многие именуют себя православными, но по факту они просто крещены в Православной Церкви, и не более. О какой особой миссии в деле сохранении истинной веры можно говорить, когда бурным цветом расцветает славянское язычество, а на главной площади страны лежит мумия одного из главных богоборцев 20 века?
Спасибо! Храни вас Бог!
Общецерковного учения об этой историсофской концепции нет, да и быть не может, т.к. это чисто русское явление.
В XVI-XVII вв. нашим предкам казалось, что очень близок Страшный Суд, а белый царь остался единственным хранителем православия в мире. Однако прошли века, белых царей давно нет, внешняя ситуация с Церковью в мире существенно изменилась (причем я не уверен, что к лучшему), мы пережили эпоху господства атеизма и по-прежнему ждем скорого Второго пришествия, и в классическом виде идея старца Филофея уже не может реализоваться.
Поэтому можно задать вопрос иначе: есть ли у России какое-то провиденциальное место в мире и в Промысле Божием?
И здесь я хотел бы согласиться с суждением свт. Серафима (Соболева), который в эмиграции писал, несмотря на весь ужас большевистских гонений на Церковь:
Будем веровать, что момент конечной гибели нашей родины еще не настал, ибо мы имеем пророчество величайшаго угодника Божияго св. Серафима Саровскаго о том, что Россию, ради чистоты православия, ею исповедуемаго, Господь помилует от всех бед и она будет существовать до скончания века, как сильная и славная держава. К этой чистоте своей веры русский народ безусловно возвращается, несмотря ни на какия кровавыя гонения, им переживаемыя. Ее он свидетельствует своими великими исповедническими и мученическими подвигами. Очевидно, Господь возстановит Россию, и она вновь сделается великой и будет самым могущественным оплотом в мире для грядущей борьбы с самим антихристом и всеми его полчищами.
Судя по происходящему в мире, слова свт. Серафима недалеки от истины.
Данная богословско-политическая концепция прошла длительный период развития. В рамках этой концепции Московскому / Российскому государству отводилась роль духовной преемницы Византии, роль защитницы Православия на земле. Развитие в российском религиозном пространстве представлений о преемстве Московским царством духовной роли Византии было связано, с одной стороны, с захватом Константинополя турками в 1453 г., а с другой стороны – с укреплением Московского царства. Соответствующая этим представлениям формула «Москва – третий Рим» была отражена в письме монаха Спасо-Елеазаровского монастыря Филофея дьяку М.Г. Мисюрю Мунехину (ок. 1524 г.).
В этом послании монах Филофей преподал адресату наставление:
Так знай, христолюбец и боголюбец, что все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, это и есть Римское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать.
Иногда эти слова интерпретируются исследователями так, будто Московское царство переняло от Византии прежде всего политическое значение, а не духовное. Однако это не соответствует духу послания, что в частности, следует из содержания другого его фрагмента:
Видишь, избранник Божий, как все христианские царства затоплены неверными, и только одного государя нашего царство одно благодатью Христовой стоит. Следует царствующему управлять им с великою тщательностью и с обращением к Богу, не надеяться на золото и на преходящее богатство, но уповать на все дающего Бога.
Акцент здесь сделан на том, что в момент написания этого послания Россия была единственным православным государством в мире. Однако со временем это утверждение было развито в политическую доктрину. В качестве политической доктрины идея исключительности России начинает набирать популярность только во второй половине XIX века, благодаря новой интерпретации историка В. С. Иконникова. Данная доктрина никогда не рассматривалась церковными соборами и не получала официального одобрения со стороны Церкви.
В XX веке монархический строй, а также симфония между государственной и церковной властью перестали существовать в России. Рассматривать Советский Союз или светское государство – Российскую Федерацию, как «третий Рим» стало некорректно.
Спасибо большое! Храни вас Всевышний!