4 Ответа
Один из неочевидных для многих моментов - это последствие греха в виде временного наказания.
Каждый смертный грех имеет своим следствием вечное + временное наказание. Когда человек приносит покаяние, получает разрешение грехов от священника, по милости Божией он избавляется от вечного наказания в аду. Однако долг временного наказания остаётся. На это мы имеем примеры из Св. Писания (Давиду прощается грех прелюбодеяния и убийства, но в наказание умирает его ребенок; Давиду прощается другой его грех, но в наказание в его стране распространяется на 3 дня моровая язва; Моисею и Аарону прощается грех неверия, но в наказание они не могут войти в землю обетованную). Зачем это нужно? Как раз для того, чтобы люди не думали, что можно беззаботно грешить и каяться, вменяя ни во что правосудие Божие.
Для избавления от временного наказания служат епитимьи, которые должен назначать исповедующий священник, а также благодушное терпение скорбей земной жизни. Если человек умирает, не успев принести удовлетворение за грехи (через исполнение епитимьи или терпение скорбей), он оказывается в аду, где претерпевает временное наказание. Поэтому Церковь с древнейших времён молится и приносит Бескровную Жертву за таких умерших христиан в надежде на их спасение.
После всего этого задумайтесь, стоит ли легкомысленно относиться ко греху, различные негативные последствия которого, как в земной жизни, так и в загробной, не отменяются исповедью?

Внутренняя покорность греху свидетельствует, что человек пытает согласовать в себе веру в Бога и любовь ко греху. Однако
Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности (Рим.6:16)?
Как видите, исповедь вообще не при чем. Рабство - состояние внутреннее, которое лишь проявляется во внешнем.
Поэтому надо основное внимание обращать не на поступки, а на помыслы. Заботиться о хранении сердца от греховных помыслов, ежедневно стараться проверять свою совесть. Тогда исповедь, во-первых, будет лишь выявлять Вашу постоянную работу над собой. Во-вторых, она станет для Вас жизненно необходимой, потому что собственными силами бороться с помыслами невозможно. В-третьих, через заботу о хранении сердца Вы увидите динамику своей духовной жизни, которая сейчас, при акценте только на делах, постепенно замирает.
И старайтесь больше заботиться о качестве молитве. Со временем вместо краткой формулы «невнимательно молился» раздел исповеди о молитве станет обширнее и глубже.
Свт. Феофан Затворник это прекрасно сравнивает с починкой механических часов (как, впрочем, можно сравнить и с починкой любого механизма). Он пишет, что раз сломались часы - починили, второй раз - тоже, и так много раз. Но, наконец, наступает момент, когда из-за частых поломок, механизм приходит в совершенную негодность. И уже никакая починка ему тогда не поможет. Только выбросить и купить новый.
Так и с расчётом на исповедь после согрешения. Господь по милости Своей простит кающегося. Но, после частых согрешений, совесть огрубевает и становится неспособной приносить покаяние. Наступит момент, когда душа придёт в совершенную негодность.
Грех этот называется излишним упованием на милость Божью и лукавством. Господь терпит и долготерпит. Но наступает наконец такой момент, когда Он, как бесплодную смоковницу срубает, так и такого лукавца призывает к ответу в тот момент, когда он не готов. Как можно обмануть Всеведущего Бога? Никак. Как жил человек, так и будет судим, несмотря на все свои ухищрения в вере. Потому расчёт на уловку с исповедью не оправдается.
Лечится это частым воспоминанием смерти, особенно внезапной и последствий её в вечности, а также трезвением - борьбой с греховными помыслами.

Большое спасибо!
Побеседовал с местным священником, он сказал примерно то же: «серьёзно подумать почему исповедь называется таинством. наверно произошло привыкание ко греху. наверно в таких случаях меняются приоритеты внутри человека».
То есть, ежедневный самоконтроль - да не скурвился ли я, не предал ли сам себя, не разменял ли идеалы на тридцать серебренников, как сказал кто-то из классиков: «держи ум во аде».
Более того, у вас на «Азбуке» есть гениальная книжечка - в каких случаях священник может отказать в прошении, там и симптоматика, и методы лечения.
Смысл исповеди и есть в отпущении грехов, но это не безусловное и не автоматическое действие. Господь видит сердце кающегося человека и прощает ему согрешения. Но видит также и как совершались грехи. Если они совершались с мыслью «пойду на исповедь, Бог все простит», то может и не простить. Потому, что наиважнейшим условием на исповеди является вовсе не перечисление грехов, а искреннее покаяние в них и твердое желание больше их не повторять. Покаяние должно быть действенным, сопряженное с реальным отказом от греха, борьбой с ним.

спасибо за ответ!
да, у вас на «Азбуке» попалась отличная книга Платона Фивейского, первая часть узко-специализирована и ориентирована именно на священников, но вторая часть всё достаточно подробно разбирает и пригодна именно для кающегося - случаи, когда священник может не принять исповедь, их диагностика и «лечение».
Спасибо за ответ.
Всегда с благодарностью отношусь к «скорбям земной жизни», но точно также воспринимал их до воцерковления (или во искупление, или проверка духа на уныние), соответственно до воцерковления было проще (согрешил - схлопочу возмездие, священника нет и прощать некому).
На исповеди каялся за «ропот на Бога - слишком много мне прощает», но священник ответил: «Бог всегда простит - главное сам себе не прощай», единственную меру наказания я у него выпросил - ходить в церковь как можно чаще.
Соответственно перебарывать умысел позволяет простая честность - я обещал Богу, я причащался его крови, я не могу себе позволить умышленный грех.