Здравствуйте, дорогие пользователи, братья и отцы,
У меня возникли вопросы, которые я хотел бы задать с искренним интересом и уважением к нашей вере. Дело в том, что у меня есть несколько вопросов насчёт критики Христианства с точки зрения Иудаизма.
1. В Танахе говорится, что Мессия должен восстановить Храм и собрать изгнанников Израиля (Иезекииль 37:26–28; Исаия 2:2–4). Почему Иисус этого не сделал? Почему Иисус ушёл в далёкую от писания абстракцию и решил против Танаха назвать своё тело новым храмом?
2. В Торе даны вечные законы кашрута (Левит 11:7–8). Однако в Новом Завете говорится, что пищевые запреты отменяются (Марк 7:18–19; Деяния 10:15). Как это согласуется? Сам Христос сказал: «Не думайте, что Я пришёл нарушить Закон или Пророков; не нарушить пришёл Я, но исполнить» (Матфей 5:17–18). Но почему тогда в христианской практике законы Торы (например, о пище) не соблюдаются?
3. В Числа 23:19 написано: «Бог не человек и не сын человеческий». Почему тогда Иисус называл Себя «Сыном Человеческим» (Марк 14:62)? Почему Иисус использует именно эту формулировку, которая ведёт к путанице в понятии термина «Сын человеческий»? Возможно интерпретации этих одинаковых терминов разные, но почему надо было использовать именно этот термин?
4. Пророки предсказывали, что Мессия будет прямым потомком царя Давида (по крови) (Иеремия 23:5; Исаия 11:1). Почему родословия в Евангелиях от Матфея (гл. 1) и Луки (гл. 3) расходятся, и как это согласуется с учением о непорочном зачатии? Ведь Иисус не кровный потомок царя Давида, максимум не напрямую может таковым считаться.
Буду благодарен, если Вы поможете мне разобраться в этих вопросах.
С уважением и молитвами
2 Ответа
Здравствуйте, Владислав! Милости Вам Божией.
Ключевая мысль, объединяющая все ответы, заключается в том, что Новый Завет не отменяет Ветхий, а исполняет и превосходит его. Пророчества и законы Ветхого Завета были подобны тени или образу грядущей реальности, которая в полноте открылась во Христе (Кол.2:17).
1. О Храме и собрании изгнанников.
Господь Иисус Христос действительно восстановил Храм, но не рукотворный, а величайший и вечный — Церковь, которая есть Его Тело (Кол.1:24). Когда Он говорил: «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его», Он «говорил о храме Тела Своего» (Ин.2:19-21). Физический Иерусалимский храм был лишь прообразом этого нового, вселенского Храма, в котором верующие, будучи «живыми камнями», созидают «дом духовный» (1Пет.2:5).
Точно так же и «собрание изгнанников» обрело во Христе высший смысл. Он собирает не только потомков Иакова в географический Израиль, но всё человечество, рассеянное грехом, в Своё Царство — Небесный Иерусалим.
2. Об исполнении Закона.
Исполнить закон — значит довести его до совершенства, раскрыв его подлинный духовный смысл. Ритуальные предписания Ветхого Завета, включая законы о пище (кашрут), были даны для того, чтобы научить народ Божий отделять чистое от нечистого и святое от повседневного, не святого. Они служили «детоводителем ко Христу» (Гал.3:24).
Когда пришёл Христос, Он показал, что истинная скверна исходит не извне, а изнутри человека — «из сердца» (Мк.7:21). Отменяя ритуальные ограничения в пище, Он не нарушил, а исполнил их цель: теперь чистота достигается не внешними предписаниями, а внутренним очищением через веру и покаяние. Апостол Павел так и пишет: «Для чистых все чисто» (Тит.1:15).
3. О «Сыне Человеческом».
Выражение из книги Чисел «Бог не человек... и не сын человеческий» (Чис.23:19) подчёркивает, что Бог, в отличие от падшего человека, неизменен, безгрешен и всегда верен Своему слову.
Иисус же, называя Себя «Сыном Человеческим», ссылается на совершенно другой, пророческий контекст — на видение пророка Даниила. Там «с облаками небесными шёл как бы Сын человеческий, дошёл до Ветхого днями... И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему» (Дан.7:13-14). Таким образом, этот титул — не признак человеческой немощи, а прямое указание на Его Божественную власть и мессианское достоинство. Он одновременно и смиряет Себя до полного единства с человечеством, и указывает на Свою Божественную славу.
4. О родословии и Непорочном зачатии.
Разница в родословиях объясняется их разными задачами. Евангелист Матфей, писавший для иудеев, даёт официальное, юридическое родословие по линии св. Иосифа Обручника, доказывая, что Иисус — законный наследник престола царя Давида. Евангелист Лука, обращавшийся ко всем народам, прослеживает физическую линию предков (как принято считать, по линии Богородицы, хотя формально и через Иосифа) до самого Адама, показывая, что Христос — Спаситель всего человечества.
Непорочное зачатие не отменяет, а наоборот, подчёркивает исполнение пророчества. Господь происходит из рода Давидова по плоти через Свою Матерь, Пресвятую Деву Марию. А юридически, по законам того времени, Он наследовал все права через Своего названного отца, Иосифа, который также был из царского рода.
Укрепления Вам в вере. Интеллектуальные поиски полезно сочетать с молитвой и участием в жизни Церкви. Помоги Вам Господь.
Владислав, ответы на подобные вопросы приведут к появлению других, еще более мелочных. Не вижу смысла играть по чужим правилам. Чтобы понимать смысл подобных претензий, достаточно почитать Евангелия, особенно Евангелие от Иоанна. Все основные направления полемики там уже обозначены.
Вы лучше спросите своих совопросников о более фундаментальных вещах, например:
- как можно спастись без жертвоприношения, если закон их требует?
- как можно без них же очиститься, если закон не знает другого способа очищения от нечистоты?
- как можно получить прощение грехов, если закон говорит снова о жертвоприношениях?
- как можно спастись, не исполняя постоянно всех предписаний закона (а исполнить их все без храма невозможно)?
- почему Бог лишил Израиль храма как раз вскоре после убийства евреями Иисуса Христа и за 2000 лет так и не дал им другого храма? Даже за тяжкие грехи иудеев перед Вавилонским пленом наказание было гораздо более кратким.
Вы увидите, что в ответах иудеи начнут лукавить и искажать ясные и категорические требования установленного Богом закона своими толкованиями. Это и понятно, т.к. строго по закону они нечисты и чужды Бога, но в своих глазах желают оправдаться. Мораль же Талмуда такова, что никак нельзя ожидать от них честности и объективности.
Для полемики с иудеями советую Вам тщательно изучить сочинения Александра Алексеева - бывшего иудея и знатока закона Моисеева. Например, обратите внимание на эту его книгу. Подробнее о Мессии он говорит в другой книге.