В Писании есть Слова "Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них."(От Матфея 18:19-20)
Уже больше года на каждой Литургии просят «...пощадити нас от губительнаго поветрия на ны движимаго и избавити верныя люди Твоя от смерти душевныя и телесныя...» и мы же знаем, что телесно от ковида продолжают умирать и клирики и миряни.
И молитва от ковида это не единственный пример того что большая группа людей собирается вместе, просит Отца Небесного, и не получают то чего просит. За 2 тысячи лет сколько раз собравшиеся вместе просили Господа о чём либо и не получали.
Понятно, что молитва это не магическое заклинание и будет не столько как мы просим, сколько как Господу угодно. По каким то молитвам Господь даёт просимое, по каким то нет. А слова Писания говорят "то, чего бы ни попросили, будет им". Как мне кажется в этих словах Спасителя сразу заложено "не реализуемое" обещание (к примеру две противоборствующие группы людей могут просить о победе в войне именно их сообщества).
Вопрос, почему Спаситель назвал Истиной то что на практике не всегда таковым является?
P.S. я читал различные толкования на это место писания (на ресурсе азбука/Библия), но так и не нашёл для себя ответа. Мне казалось эти слова напрямую относятся к Литургии (молебну и т.п.), но в толкованиях я подобного разъяснения этих слов не встретил.
4 Ответа
Между содержанием данного фрагмента Евангелия и содержанием церковной молитвенной практики нет противоречия.
В представленном фрагменте не утверждается, что просимое в молитве сбудется мгновенно; и если Церковь молится о преодолении эпидемиологического кризиса, молится искренне, то нам, христианам, следует надеяться, что он будет преодолен.
P.S. Некоторые думают, что Бог должен быть похож на сказочного джина из бутылки, мол, что Ему сказано, то Он и должен исполнять. Молитва в данном случае (ложно) осмысливается не как прошение, а как форма требования.
Наши молитвы слабы из-за нашего неверия, слабости духа, привязки к земному.
Христос так и говорил, кто имеет веру с горошину, тот может двигать горы. Мф. 17:19-20 Видимо, наша вера ещё мельче
Но общая молитва очень полезна. Ковид не побеждён, однако именно у нас в России есть инструменты для борьбы с ним. За что благодарю я Господа моего.
То есть Вы считаете, что мирянину вера для молитвенных просьб не нужна, но только священнослужителям?
А как же слова Христа «вера твоя спасла тебя», которые Он при всех обращает ко множеству обычных людей после их исцелений? Заметьте, исцеляет не учеников, часто не евреев, то есть по Вашей мысли даже не членов Церкви.
Как раз по вере тех, кто подходил ко Христу, всё просимое исполнялось. Сложно найти случаи без веры. Разве, когда расслабленного (инсультника) Он исцелил, которого через крышу Ему спустили. И то, вера была у тех кто залез на крышу.
Как сказал Серафим Саровский, чью память отмечем: «… благодать и помощь верным и всем сердцем ищущим Господа…»
В целом по учению Христа (нашей Церкви) вера необходимо. Но конкретно в этой фразе Спаситель говорит — собираетесь двое и более и по просьбе вашей получите от Отца Небесного, что просите. Всё больше ни каких требований не предъявляется (именно в этом месте не сказано и по вере получите).
Именно эта фраза и выделяется из общего контекста Его учения.
По этому она и вызывает вопрос. Или не корректный перевод на русский язык или ап. Матфей написал не всё, что было сказано (ап. Лука не все же заповеди блаженства изложил, значит можно предположить, что и ап. Матфей упустил, что-то при написании) или ещё что-то.
А про то что вера мирянам не нужна я не говорил. Я конкретно про эту фразу пишу.
Конечно, если убрать контекст, то можно понимать конкретные слова как вздумается. Например, в Библии сказано, что «Бога нет». Но обычно мы смотрим на эти слова с учётом контекста.
Иоанн Златоуст на Ваш вопрос, впрочем, ответил так: «Почему же они (что вместе собрались молиться) не всё получают? Потому, что есть много причин других, которые препятствуют получать. Не получают например потому, что часто просят бесполезного.» Это как пример. Как пример и слабость веры.
Мы молимся совместно с надеждой на милосердие Божие. И верим, что в свое время молитва Церкви будет исполнена полностью, это вопрос времени и планов Божиих. Церковь ежедневно молится о многих вещах: о мире, об урожае, о погоде и т.д. И по разному обстоят дела с этим. Но проверить, что было бы, если бы Церковь не молилась бы обо всем этом, мы не в состоянии. Это вопрос веры. Наши молитвы уже включены в Промысл Божий.
По теме неуспешности в исполнении молитв, монах Евфимий Зигабен перечисляет такие условия:
Итак, они или не исполняют всего с своей стороны, или просят бесполезного, или приносят молитвы против оскорбившего, или молятся за недостойного, или вообще есть какая-либо другая причина, от которой зависит неуспех; но проводящие жизнь добродетельную, живущие в любви и согласившиеся просить тотчас получают, так как Обещавший лгать не может.
Вы пишите: «большая группа людей собирается вместе, просит Отца Небесного, и не получают то чего просит. За 2 тысячи лет сколько раз собравшиеся вместе просили Господа о чём либо и не получали».
Но откуда Вы знаете, что просящие не получали и не получают? Может как раз по их молитвам губительное поветрие обходит их стороной. Вы утверждаете то, о чем не можете доподлинно знать.
Господь дает своим чадам по их молитвам. Но многие другие живущие вокруг не знают Бога, не просят Его о помощи, поэтому поветрие и продолжается.
Это с одной стороны.
С другой стороны, мы не можем знать Пути Господни – Божий промысел. И когда умирают от поветрия священники и миряне, участвовавшие в общих молитвах от поветрия, это не значит, что их молитвы бездейственны, таков значит Божий промысел о них. И нам кажется это несправедливым лишь потому, что мы не способны знать общий Божий замысел, мы многого просто не знаем, нам не все открыто.
Далее Вы пишите: «Как мне кажется в этих словах Спасителя сразу заложено "не реализуемое" обещание (к примеру две противоборствующие группы людей могут просить о победе в войне именно их сообщества)».
Ответ прост. Господь дарует победу тому сообществу, чьи намерения будут справедливыми. Или же не дарует победы никому, если намерения противоборствующих сторон будут несправедливыми.
Слова Спасителя: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного…» отнюдь не означают автоматического исполнения любых желаний собравшихся просить о чем-то. Господь дарует, то чего достойны обращающиеся к нему, и то что будет полезно для их Спасения.
Про Веру с горчичное зерно Спаситель говорит ученикам наедине, и как я понимаю это только к ним и относилось (может к епископам как их приемникам тоже относится). И строго из той фразы выходит, что при наличии такой веры, они сами (без Божьей помощи) могли это сотворить.
Здесь же речь ко всем кто слышал (т.е. и к нам как унаследовавшим веру в Христа) и требование какой либо веры для получения того что просят не предъявляется. Строго по фразе просто должно быть два и боле собравшихся человека (требования к праведности и вере не оговорено) и Господь исполнит молитву их.
Но ведь так не всегда происходит, а из фразы следует, что всегда должно исполнится.