5 Ответов
Осуждение есть смешивание воедино греха и человека. "Он украл" -- это констатация, "Он вор" -- это осуждение.
Православное учение разделяет осуждение, рассуждение и обличение.
Осуждение исключает любовь, оно представляет собой слово, сказанное без всякой любви к ближнему, лишь с целью покрасоваться перед окружающими и выявить свою осведомленность. Слова, сказанные без любви, неизбежно оказываются личным оскорблением человека как перед ним самим, так и перед окружающими. Происходит отождествление личности осуждаемого человека с каким-либо конкретным делом, абсолютизация греха и ошибки, распространение греха на всю личность и затмение добрых и положительных качеств человека. Об осуждении много сказано; мне нравится ёмкое пояснение аввы Дорофея: "Грех осуждения настолько тяжелее всякого другого греха, что Сам Христос сказал: Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Лк. 6, 42), и грех ближнего уподобил сучку, а осуждение – бревну. Так-то тяжело осуждение, превосходящее всякий грех".
Обличение подразумевает любовь к человеку, которого обличают. Целью обличения является выведение ближнего из ошибки (а слово "грех" как раз переводится как "ошибка") и забота о его духовном спасении.
А рассуждение -- это умение отличать одно от другого. Это добродетель, которая, как любая добродетель, воспитывается правильным над ней трудом, взращиванием.
Также есть интересная статья на эту тему: Правила христианской ненависти.
Православие разделяет грешника и грех. Заповедь "не судите" относится к людям - мы не знаем, может быть сегодняшний тяжкий грешник завтра покается, обратится к Богу и станет великим святым. Мы всегда должны смотреть на человека с надеждой. Обличение же грехов и лжеучений прямо заповедано, для того, чтобы люди могли оставить пути погибели и обратиться к спасению. Когда мы говорим нашему другу "тебе не стоит пить водку, ты губишь свое здоровье", мы не осуждаем его - мы указываем на грех, которые разрушает его жизнь, чтобы он избавился от него и жил долго и счастливо.
Так и обличение греха и лжеучений - это проявление надежды в отношении людей, которые могут прийти к покаянию и обрести вечное спасение.
«Не судите, да не судимы будете» (Мф.7:1). «Господь запрещает осуждать, а не изобличать, ибо изобличение служит на пользу, а осуждение является обидой и уничижением, тем более в том случае, когда кто-либо сам, имея тяжелые грехи, поносит других и осуждает тех, кто имеет гораздо меньшие грехи, за которые может судить только один Бог».
(Бл. Феофилакт Болгарский).
Известная евангельская фраза "Не судите, да не судимы будете" (Мф.7:1) неоднократно в истории извращалась. Одним из самых ярких примеров извращения учения Христа об отношении к злодеям является интерпретация русского писателя и мыслителя Л.Н. Толстого.
В действительности, если воспринимать это изречение в контексте всей проповеди Христа и апостолов, далеко не всякий суд и осуждение людей запрещается в Евангелии.
О том, что это не имеет никакого отношения к судебным органам свидетельствует как то, что все наставления Нагорной проповеди обращены к частным лицам и касаются только личных взаимоотношений людей, так и то, что Спаситель и Его апостолы, не отрицали право законной власти судить и выносить приговоры (Мф. 23:23; Рим. 13:1-4).
Что касается права христианина судить поступки других людей и целых сообществ, то по объяснению свт. Иоанна Златоуста, оно законно при следующих условиях:
- он не должен быть сам виновен в таких же или больших грехах, чем его ближний (что прямо следует из Мф. 7:4-5);
- предметом суда должны быть явные и тяжёлые грехи, а не просто какие-то немощи и недостатки;
- он не должен выносить суда, не убедившись, что преступление действительно имеет место, чтобы это не стало клеветой;
- мотивами суда должно быть не желание навредить, опозорить ближнего или самоутвердиться за счёт этого, а обличение и исправление зла (но и с благими мотивами нужно действовать весьма рассудительно);
- при всем этом, христианин должен помнить, что каким судом он будет судить других, таким и сам будет судим Богом.
В Священном Писании достаточно предписаний, которые невозможно исполнить не вынеся некоторого суждения над ближним (например, Мф.18:15-17 и 1Кор. 5:9-13).
Как писал архиеп. Аверкий (Таушев), «запрещается не объективное «суждение» о ближнем, не беспристрастное осуждение его недоброго поведения, а злые пересуды, злоречие, происходящее, как это часто бывает, из каких-либо самолюбивых и нечистых побуждений – из гордости и тщеславия, из зависти или обиды. Иными словами, запрещается всякая злоба и злорадство в отношении грешащего ближнего на личной почве, а отнюдь не справедливая, чисто идейная, принципиальная, бесстрастная оценка его поступков и поведения, каковая не только не противна Евангелию и не предосудительна, а наоборот – даже необходима, дабы мы не стали, в конце концов, относиться безразлично к добру и злу, и зло не восторжествовало бы вследствие этого в мире».