Мф.5:22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака́»*, подлежит синедриону**; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. //*Пустой человек. /**Верховное судилище.
Что значит "напрасно" ?
Речь идет о гневе, как о бесполезном занятии, или о причинах гнева, среди которых есть напрасные и не напрасные ?
4 Ответа
При недоумениях в тексте Библии обращайтесь к толкованиям. Например, еп. Михаил (Лузин) пишет:
Есть гнев, так сказать, законный, справедливый, когда он обращен на грех, на беззаконие, на преступление и происходит из ревности о славе Божией и спасении ближнего. Сам Бог гневается на грешников, Христос на фарисеев-лицемеров смотрел с гневом (Мк. 3:5). Не о таком гневе говорится здесь, а о гневе без справедливой причины, напрасном, по самолюбию, — о гневе, не основанном на любви к истине и добродетели.
Поэтому многие отцы говорили, что гнев - естественная сила человека, которую надо обращать на диавола и его дела.
С другой стороны, с самой древности замечается, что слово напрасно присутствует не во всех списках Евангелия, поэтому может быть позднейшим добавлением.
Я бы сказал, что гнев - очень опасная энергия, сродни атомной. Она может поддержать человека, а может и разрушить. В одном фильме говорились, по-моему, правильные слова: "Гнев — источник силы. Но если дать ему волю, он тебя уничтожит". Поэтому я бы не рекомендовал с ним "играться", пытаться его подчинить, это дело, пожалуй, очень духовно опытных людей.
Свт. Иоанн Златоуст поясняет:
Этими словами Он не устраняет гнев совершенно: во-первых, потому, что человек не может быть свободен от страстей; он может сдерживать их, но совершенно не иметь их не властен; во-вторых, потому, что страсть гнева может быть и полезна, если только мы умеем пользоваться ею в надлежащее время. Посмотри, например, сколько добра произвел гнев Павла против коринфян. Он избавил их от великого вреда. Равным образом, посредством гнева же обратил он и отпадший народ галатийский, и многих других. Когда же бывает приличное время для гнева? Тогда, когда мы не за себя самих отмщаем, но обуздываем дерзких, и обращаем на прямой путь беспечных. А когда гнев неуместен? Тогда, когда мы гневаемся, чтобы отмстить за самих себя, что запрещает и апостол Павел, говоря: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]» (Рим. 12:19); когда ссоримся из-за денег, чего тоже апостол не позволяет, говоря: «Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?» (1Кор. 6:7)?
Как этот последний гнев излишен, так первый нужен и полезен. Но многие поступают наоборот. Они приходят в ярость, когда обижают их самих, но остаются холодны и малодушествуют, когда видят, как подвергается обиде другой. То и другое противно законам евангельским.
Есть две традиции толкования этого текста. Одна отражена в приведенном комментарии. Другая - в толковании прп. Иоанна Кассиана Римлянина.
Глава 20. Об отсечении гнева согласно Евангелию
1. Вот почему, если мы жаждем обрести высшую божественную награду, о которой сказано: блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5:8), то гнев не только должен быть удален из наших поступков, но и вырван с корнем из недр души. Не будет полезно, если сдержанная ярость гнева проявится в слове, а не в деле, ведь Бог, от Которого не укрываются тайники нашего сердца, видит, что эта ярость есть в недрах нашей груди.
2. Ведь евангельская заповедь предписывает вырывать более корни пороков, чем плоды, которые, вне сомнения, по устранении побуждений никогда более не разрастутся: и ум сможет непрерывно укореняться во всяком терпении и святости, когда гнев будет изгнан не с поверхности действий и поступков, а из недр помыслов. И поэтому, чтобы не продолжалось человекоубийство, то гнев и ненависть, без которых преступление человекоубийства никоим образом не будет допущено, да будут истреблены: и всякий, гневающийся на брата своего, подлежит суду (Мф. 5:22), и всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца (1 Ин. 3:15).
3. Ведь за чувство гнева, оттого, что он в сердце жаждет, чтобы погиб тот, чью кровь, как всем известно, он не проливал ни собственной рукой, ни копьем, он назван человекоубийцей у Господа, Который не только за последствия действий, но и за стремление воли и желание каждому воздает либо награду, либо наказание согласно с тем, что Он Сам сказал через пророка: Ибо Я знаю деяния их и мысли их; и вот, приду собрать все народы и языки (Ис. 66:18), и еще: совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую, в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков (Рим. 2:15-16). Col. 350.
Глава 21. О том, как понимать, что в словах Евангелия: всякий, гневающийся на брата своего напрасно, повинен суду (Мф. 5:22) – прибавлено «напрасно».
Однако в некоторых экземплярах встречается: Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, повинен суду (Мф. 5:22), и следует знать о том, что слово напрасно добавлено избыточно теми, кто не считал, что следует устранять гнев, возникший даже по справедливым причинам, хотя никто, какая бы причина его ни взволновала, не скажет, что разгневался без причины. Поэтому, как кажется, это добавлено теми, кто не понял замысла Писания, желающего всячески отсечь язву гневливости и не оставить совсем никакой возможности для гнева, чтобы мы, получив повеление гневаться с причиной, не усмотрели бы в этом повод гневаться и без причины. Ведь цель терпения состоит не в том, чтобы гневаться праведно, а в том, чтобы не гневаться вовсе. Хотя мне известно, что некоторые это напрасно толкуют так, что гневается без причины тот, кому не позволено в гневе добиваться мести. Однако лучше сохранить так, как это написано во многих новых и во всех древних экземплярах.