Здравствуйте! Я студентка, сейчас пишу исследование, посвященное религиозным движениям Петербурга. У меня возникло несколько вопросов по теме моего проекта и я была бы очень благодарна, если бы Вы помогли мне найти на них ответы.
1. Сейчас в России называют сектой почти любое религиозное объединение, которое отходит от привычных традиционных религий. А что такое секта в правильном понимании этого слова? По каким критериям можно отличить недеструктивное религиозное движение от секты? В связи с тем, что сейчас слово «секта» имеет ярко выраженную негативную окраску, можно ли им вообще пользоваться?
2. Часто к сектантам оказываются отнесены пятидесятники, адвентисты седьмого дня, баптисты и другие христианские движения. Но можно ли в реальности их назвать сектой?
3. Я посетила несколько петербургских «нетрадиционных» церквей. Служение движения «Миссия Благая весть» (пятидесятники) строилось вокруг финансовых моментов: история Давида и Голиафа объяснялась как метафора достижения успеха в бизнесе, выплачивание прихожанами десятины для процветания церкви – как достижение высшего этапа духовной зрелости и т.д. Особенно меня смутил момент, когда по залу начали ходить работники с терминалом и собирать эту самую десятину. Я предполагаю, что это может быть оправдано организационными моментами или особенностями учения, но вкупе с другими моментами (сбор личных данных, активная «вербовка» тех, кто пришел впервые, фразы в духе «те, кто не с нами, тот грешник», а еще десятки пугающих отзывов бывших прихожан и их родственников) для меня складываются в очень тревожную картину. При этом данная церковь входит в РОСХВЕ и уже не первый год располагается прям в центре Петербурга. Это не секта и я просто чересчур подозрительно настроена или все-таки здесь есть что-то неладное? Немного другая ситуация была со второй организацией, которую я посетила. На служении евангелистов «Благодать» я почувствовала скорее культурный разрыв с верующими: все обнимались друг с другом, «продвигали» Иисуса, водили хороводы и т.д. Настораживающие моменты я способна оправдать тем, что не привыкла к подобному поведению людей в церкви. Но я прекрасно понимаю, что для кого-то уже этого было бы достаточно, чтобы назвать «Благодать» сектой. Так как понять, где эта грань между «мне непривычно» и «это настораживает»?
Буду очень благодарна, если Вы поможете мне разобраться в этих вопросах.