Здравствуйте, на днях наткнулся на слова о том, что вся власть дана от Бога. Несмотря на то, что ранее Библию я понимал достаточно легко конкретно данные слова вогнали меня в раздумье. Я подумал о том, что многие люди получают свою власть исключительно в корыстных целях и добиваются её неправомерными действиями, а после получения этой самой власти они впадают в страшные пороки и искушения и перестают чтить Бога (если вообще чтили его ранее).
В ходе своих размышлений я пришёл к выводу того, что путь к власти это некое испытание Божие для человека, дабы проверить крепость веры этого человека. Скажите, пожалуйста, насколько правильно я понял данный текст Библии.
5 Ответов
Эту фразу следует читать в контексте всей главы (Рим.13:1-7). Тогда мы фактически видим 5 утверждений об одном и том же. Вначале даётся указание как поступать: быть покорным властям. Затем объясняется почему так. Причём, дважды: 1) нет власти не от Бога; 2) существующие власти от Бога установлены. Дальнейший текст лишь укрепляет в этом: 1) противящийся власти противится Божию установлению; 2) противящиеся сами навлекут на себя осуждение.
И в контексте всего Нового Завета; например: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян.5:29) - так ответили Апостолы Синедриону (легитимному органу власти).
Посмотрите толкования Рим.13.1
Всякая власть от Бога установлена с тем, чтоб поддерживать для всех некий порядок в отношениях. И христианам следует не противиться властям, быть благочестивыми, исполнительными, с тем чтоб этот порядок был на общую пользу.
Но власти не только казённые, но вообще любые. Например, вахтёр на проходной, кондуктор в автобусе, родитель в отношении ребёнка, епископ в отношении священников - тоже вид власти, которые необходимо слушать и исполнять.
Но если власть требует противное Христу, что установят судебные органы Церкви, то здесь не нужно следовать.
Те, кому дана власть, или кто её взял, будут иметь свой особый ответ.
Вселенский учитель Церкви свт. Иоанн Златоуст объясняет это место так:
Неужели всякий начальник поставлен от Бога? Не то говорю я, отвечает (апостол). У меня теперь идет речь не о каждом начальнике в отдельности, но о самой власти. Существование властей, при чем одни начальствуют, а другие подчиняются, и то обстоятельство, что все происходит не случайно и произвольно, так чтобы народы носились туда и сюда, подобно волнам, - все это я называю делом Божьей Премудрости. Потому (апостол) и не сказал, что нет начальника, который не был бы поставлен от Бога, но рассуждает вообще о существе власти и говорит: "Несть власть, аще не от Бога, сущия же власти от Бога учинены суть".
Воля Божья, по отношению к деятельности разумно-свободных творений, может проявляться как в форме благоволения, так и в форме попущения. Так она проявляется и в отношении властей. К каким-то властителям Бог благоволит, каким-то попускает править.
Что касается ваших слов о том, что власть - это определенное испытание для власть имущих, здесь вы правы: власть налагает на человека особую ответственность; кроме того власть имущие могут сталкиваться с особыми искушениями. Править так, чтобы это было угодно Богу - дело нелегкое.
Преподобный Анастасий Синаит:
Вопрос 65. Если апостол говорит: «существующие же власти от Бога установлены» (Рим.13:1), значит ли это, что всякий начальствующий и царь назначен Богом?
1. Поскольку Бог в Законе изрекает: «Дам вам начальства по сердцу вашему» (Иер.3:15), то мы говорим, что те из начальствующих и царей, которые суть достойны таковой чести, назначаются Богом, а те же, которые по своему недостоинству являются негодными, поставляются либо по попущению Божиему, либо по Его воле для народа, заслужившего это. И внемли неким повествованиям, [говорящим] о таких [начальствующих].
2. Когда царем стал тиран Фока и начал он производить известные кровопролития посредством палача Волоса, тогда некий затворник, [подвизающийся] в Константинополе, муж святой и наипростейший, имеющий многое дерзновение к Богу, словно к Отцу и искреннему Другу своему, обратился к Нему, в простоте говоря: «Господи, почему Ты произвел [для нас] такого царя?» И вопрошая так достаточно долгое время, он услышал глас, пришедший к нему от Бога: «Потому что не нашел хуже [его]».
3. Другой случай: был в Фиваиде некий беззаконный город, в котором творилось много гнусного и чудовищного. И жил в этом городе некий негоднейший простолюдин, который внезапно стяжал ложное сокрушение сердечное и, выйдя [из города], принял постриг и облачился в монашеские одеяния. Однако же дурные деяния [свои] он никоим образом не прекратил. Тем временем епископ этого города скончался. И некоему святому мужу является Ангел Господень и глаголет ему: «Выйди и приготовь город к тому, что во епископа будет рукоположен некто из простолюдинов». Муж тот вышел и исполнил повеленное ему. И таким образом [во епископа этого города] рукоположили одного простолюдина, точнее того простолюдина, [о котором речь шла выше]. Тогда начал он мысленно превозноситься и предаваться [всяким] мечтаниям. И предстал перед ним Ангел Господень, глаголющий: «Что превозносишься и чванишься? Ты стал епископом не потому, что достоин священного сана, а потому, что сам город достоин [только] такого епископа».
4. Поэтому, возлюбленный [брат мой], когда ты видишь недостойного и дурного либо царя, либо начальника, либо архиерея, не удивляйся, но знай и веруй, что за беззакония наши мы преданы [во власть] такого тирана. Но даже тогда мы не воздерживаемся от зол и, пребывая в скорбях, творим лукавые деяния. Поверь моим словам: если сегодня удалятся от нас сарацины, то завтра же прасины и венеты восстанут и начнут резать друг друга. Либо возникнут нестроения на Востоке, в Аравии, в Палестине и многих других областях.
Источник: Вопросы и ответы, прп. Анасия Синаита.