7 Ответов
Понять можно в прямом смысле: покаяние христианина возможно до последнего вздоха, разлучения души и тела. Далее - суд (сначала Частный суд, а после Второго Пришествия Христова - Страшный Суд).
Возможно некоторое смягчение участи человека по молитвам Церкви и делам милосердия близких покойного во упокой его души. См. Поминовение усопших.
Святое Писание и Отцы Церкви утверждают, что покаяние возможно только в этой жизни. Такое предупреждение побуждает каждого человека успеть сделать свое главное дело сейчас, чтобы не сожалеть в будущем.
Когда человек впервые узнает об этом откровении Божием, как правило, он начинает беспокоиться о своих близкий усопших, которые как ему кажется, не успели покаяться. Появляется страх и отчаяние от невозможности им помочь. Но будет лучше не предаваться унынию, а напротив, в разы усилить свои старания жить христианской жизнью за себя и своих умерших близких. Господь обязательно увидит ту любовь, которую заложили в нас дорогие нам люди и не оставит без Своего внимания при определении их участи на Суде Божием.
Нет, это ошибочная интерпретация. Покаяние не тоже, что раскаяние. Иуда раскаялся в предательстве Господа, но не покаялся. А даже усугубил свой смертный грех еще одним - самоубийством. В этом смысле, после временного разлучения души и тела, раскаяние наверное возможно, но сам факт признания человеком ошибочности своего действия нравственно нейтрален. Покаяние – это не только осознание своего греха, но и признание своей вины, плач о совершенном грехе, молитва к Богу о прощении, обращение за прощением к человеку, против которого был грех, это оставление греха и деятельное исправление его последствий. Покаяние включает в себя изменение сердца, ума, мышления, речи, образа жизни, образа поведения. Как всё это возможно сделать там "за гробом"?
Покаяться за гробом невозможно. Человек получает награду или осуждение за то, что совершил в жизни. Как Бог не навязывает Себя грешнику при жизни, так не будет этого делать и по смерти.
«Касательно же ведения о будущем – не заблуждайся: что здесь посеешь, то там и пожнешь. По исходе отсюда, никому нельзя уже преуспеть… Брат, здесь делание, – там воздаяние, здесь подвиг, – там венцы».
(Преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна. Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников).
Это означает, что
душа после смерти не может освободиться или покаяться, ни совершить ничего такого, благодаря чему она могла бы быть освобождена от оков ада. Поэтому только Божественные Литургии, молитвы и милостыни, совершаемые за нее живыми, приносят ей великую пользу и освобождают ее от оков ада.
- Православное исповедание, Ч. 1, вопрос 64.
Смысл фразы в том, что в вечности человек уходит в том состоянии, в котором застала его смерть, после которой уже невозможно покаяние:
Милосердие, человеколюбие и неизмеримое богатство милости Божией, по словам Иезекииля, кающегося во грехах принимает как праведного и безгрешного; а того, кто от благочестия или праведности впадает в нечестие и беззаконие, признает грешником, неправедным и нечестивым. Поэтому-то наш Господь Иисус Христос сказал: «В чем Я найду вас, в том и буду судить».