Доброй ночи, уважаемые верующие!
Сегодня в лавках при храмах можно приобрести самые разные иконы. Многими уже забыто или игнорируется их предназначение. Противники Православия называют их крашенными досками, а некоторые христиане считают идолами. Так как же следует правильно относиться к иконам, и молимся ли мы Богу, обращая свои мольбы к иконам, например, читая акафист?
4 Ответа
Очень краткая, но понятная формула: "к иконам нужно относиться с почитанием, как к изображениям Бога, Его Пречистой Матери и святых, а поклонение прилично только Богу". То есть, иконам не поклоняются. Молитва, совершаемая перед иконами, направлена к первообразу, то есть к тому, кто изображен на иконе.
Несомненно, иконы важная часть нашего православного вероисповедания.
В 787 году на VII Вселенском Соборе в Никее была обличена ересь иконоборчества.
Запрет икон обозначает, что не признаётся факт Боговоплощения, отрицается факт рождения и жизни Иисуса Христа на земле. Но это совсем не так, Христос это реальность, это Бог, который воплотился и жил среди нас, Который был распят ради нашего спасения. И как видимую реальность, мы можем Христа изображать.
Отрицание икон это борьба с Богом, это грех против Истины, это хула на Святого Духа.
Поклоняемся мы не предмету, но тому образу, что изображен. Потому, при соблюдении требований к изображению, не имеет значения, как изготовлено изображение - на доске, на картонке, написано кисточкой или принтом.
Святая Церковь учит, что
велико различие между идолами и иконами. Идолы вымышлены и изобретены человеками, как свидетельствует Апостол, говоря: «Вемы, яко идол ничтоже есть в мире» (1Кор. 8, 4). А икона есть изображение, представляющее вещь истинную, на самом деле существующую в мире, как-то икона Спасителя нашего Христа, и Святой Девы Марии, и всех Святых. Язычники поклонялись идолам, как богам, и приносили им жертвы, почитая золото и серебро за богов, например, Навуходоносор.
Напротив, мы, почитая иконы и поклоняясь им, поклоняемся не краскам или дереву; но тех Святых, которые изображены на иконах, чтим поклонением, представляя в своем уме присутствие их так, как бы они были пред нашими глазами. Например, когда поклоняемся Распятому, представляем в мысли нашей Христа, висящего на Кресте для нашего спасения, преклоняем пред Ним главу и колена со благодарением; также когда поклоняемся иконе Девы Марии, возводим ум наш ко Пресвятой Богородице, преклоняя пред Нею главу и колена, и вместе с Архангелом Гавриилом, называя Ее блаженною паче всех мужей и жен.
Итак, поклонение святым иконам, совершаемое Православною Церковию, не нарушает сей заповеди: поскольку оно не есть тождественно с поклонением, которое воздаем Богу; притом Православные поклоняются не живописи, но лицам тех Святых, которые представлены на иконах.
- Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной, Ч. 3, вопрос 55.
Т.н. «некоторые христиане», считающие иконы идолами – это сектанты, которые отвергают не только иконы, но и Таинства и многое другое. Я бы таковых и христианами называть не стал.
Вы совершенно правильно пишите, что нужно иметь правильное отношение к иконам. Если человек относиться к иконам как к неким «оберегам» или магическим предметам, то он глубоко заблуждается и является идолопоклонником.
О правильном – православном почитании икон в «Миссионерском путеводителе по Библии» написано следующее:
«Всякий православный христианин верует и исповедует, что Един Бог, в Троице славимый, и никакой славы или поклонения чужому богу-идолу он не признает, потому несправедливо упрекают сектанты православных за поклонение истинному Единому Богу через священные изображения в идолопоклонстве. Если бы человек состоял из одного духа, был бестелесным, то в Богопоклонении он не нуждался бы в видимых предметах, но так как он облечен плотью, то, естественно, для возбуждения молитвенного настроения необходимы и видимые предметы, влияющие через тело на душу.
Поклоняясь телом перед видимыми священными изображениями, душа православного христианина мысленно возносится к Первообразу. Иконы же суть только изображения Истинного Бога в том виде, в каком Он являл Себя людям (Ин. 1:18; 14:9).
Св. икона есть правильное изображение истинного Бога, святых ангелов, святых людей…
… Богоугодность употребления и чествования св. икон ясно подтверждается множеством происшедших при св. иконах чудес (чит. Историю Церкви, жития святых)».