Добрый день,
Прочитал у аввы Дорофея, что нужно смирять себя перед другими людьми и отсекать свою волю перед ними.
Конечно авва Дорофей написал это для одного из монашествующих братьев. Но подходит ли этот совет для мирян?
Смирение однозначно хорошо, а вот с отсечением воли немного непонятно. Тем более когда приходится жить, работать и общаться с неверующими людьми. Правильно ли я понимаю что отсечение своей воли состоит в изменении моих действий по желанию другого человека? Например я хочу остаться дома, а мой друг зовет меня в парк - лучшим вариантом было бы отсечь свою волю и пойти с другом в парк? И как быть, если кто -либо насильно навязывает свою волю и когда дело не кажется очень полезным, даже более не полезным. Допустим я планирую воскресный день посвятить душеполезному чтению, а родные меня усиленно заставляют пойти с ними посмотреть фильм. И если я не соглашаюсь, то выходят ссоры, споры и иногда доходит до слёз. Не лучше ли было бы для меня отсечь свою волю, хотя я и планировал хорошее для себя дело, но смириться и предпочесть волю своих родных и может быть это не очень полезноее дело, просмотр фильма, помогло мне немного смириться?
Помогите разобраться как правильно отсекать свою волю и смиряться перед другими, и нужно ли это делать всегда или только выборочно исходя из пользы или вреда ситуации?
Спасибо.
5 Ответов
Все это касается взаимоотношений христианина со своим духовным наставником. И то до тех пор, пока наставник не заходит за рамки Божиих Заповедей. А для мирянина в его общении с обычными людьми, да ещё и далеко не всегда благочестивыми, это не годится. Как вы, например, стали бы отсекать свою волю перед мошенником? Извращенцем? Так вы только принесли бы духовный вред и себе, и им.
Для нас с вами в данном случае приемлем принцип христианской целесообразности. Если полезно, то согласимся, а если вредно, то откажемся. А решать, что на благо, а что нет, придется нам самим, предварительно помолившись. И посоветовавшись с кем-то мудрее нас, если есть такая возможность. С духовником, например.
С уважением,
Дмитрий, давайте подумаем вместе. Скажем, Ваши родственники зовут Вас посмотреть развратный фильм о противоестественных пороках, а потом пойти на вечеринку, где все это будет демонстрироваться. Стоит ли отсекать перед ними свою волю?
Или Ваш друг зовет Вас в парк, чтобы вместе выпить и познакомиться с какими-нибудь девицами для случайной связи. Идти с ним или нет?
В этих случаях, конечно, Вы откажетесь. Значит, не всегда отсекать свою волю полезно, но лишь тогда, когда это безвредно для спасения.
Почитайте толкования на Мф. 5:41, в частности еп. Михаила (Лузина):
Принудит тебя идти с ним. Образ речи заимствован от восточного, собственно от персидского, распространившегося и в Палестине, и на Западе обычая или способа пересылки каких-либо важных документов или приказаний. Со времен Кира установлено было, что курьеры, везшие какие-либо приказания, от станции до станции имели право требовать себе проводников и принуждать к тому силою в случае нежелания (Гер. 8, 98; Ксенофонт Киропский. 8, 6, 17). Частный случай обобщается и в речи разумеется всякое насилие и принуждение. «Принудить — значит влечь кого неправедно, без всякой причины и с обидою. Но и на сие будь готов, так чтобы, ты готов был больше страдать, нежели сколько тот тебе вредит» (Златоуст). Общий смысл: если потребуется твоя услуга, даже несправедливо и с принуждением, окажи двоякую услугу.
Итак, ради любви к ближним иногда можно уступить им в человеческом общении или общих трудах. Но при этом чтобы речь не шла о грехе и это не препятствовало Вам в необходимом.
В Ваших примерах, если они желают общаться, то пожалуйста. Но смотреть фильм - это уже не общение. Лучше предложить им что-то другое, что отвечает общим интересам. Погулять вместе в парке - и для здоровья полезно, и можно обсудить там какие-то духовные вопросы. Поделитесь с другом своей верой или чем-то прочитанным (житиями святых, прочитанной духовной книгой и т.п.). Если ему это вовсе неинтересно, то скоро такие прогулки прекратятся без всяких обид.
У апостола Павла есть похожее наставление, когда он говорит, что нужно повиноваться друг другу в страхе Христовом (Еф.5:21).
Как это понимать и применять?
1) Конечно речь идёт об отношениях между христианами, а не про всех людей. Взаимно повиноваться в страхе Христовом могут только те, кто верят в Христа и признают Его закон. Взаимодействие с неверующими имеет свою специфику.
2). Эта обязанность имеет свое единственное условие - в страхе Христовом. То есть повиновение (исполнение воли другого человека) должно быть не из-за греховного человекоугодия или каких-то житейских выгод, а ради Господа, восприниматься как исполнение воли Божией. Соответственно, такое повиновение будет всегда руководствоваться общей пользой, а не быть банальным исполнением чужой прихоти. Если человек требует от нас чего-то незаконного или того, что будет создавать серьезный ущерб нам или другим - то это не то, где следует повиноваться. Например, если человек требует от меня бесплатно сделать полноценную работу, которая должна оплачиваться - это незаконное требование, я не обязан его исполнять. Но если человек нуждается в помощи и я могу ему помочь, или требует от меня чего-то по должности - то не повиноваться ему в этом, будет грехом.
3) Эта заповедь о повиновении в общем виде относится ко всем, включая начальников, мужей и родителей. То есть, в определенном смысле начальники должны повиноваться подчинённым, мужи - женам, родители - детям. То есть удовлетворять их законные нужды. Наряду с этим, у подчинённых, жен и детей есть своя особая обязанность повиновения, определенная Богом.
4) Поскольку апостол заповедовал взаимное повиновение, то при добросовестном исполнении, это не должно вызвать ни у кого неудовольствия. Все друг другу уступают и друг о друге заботятся. Вот такой идеал деятельной христианской любви.
Оказывай послушание всем отцам и братиям в их приказаниях, не противных Закону Божию, уставу и порядку монастыря и распоряжению монастырского начальства. Но никак не будь послушен на зло, если б и случилось тебе потерпеть за нечеловекоугодие и твердость твои некоторую скорбь. Советуйся с добродетельными и разумными отцами и братиями, но усваивай себе советы их с крайнею осторожностью и осмотрительностью. Не увлекайся советом по первоначальному действию его на тебя! По страстности и слепоте твоей иной страстный и зловредный совет может понравиться тебе единственно по неведению и неопытности твоим или потому, что он угождает какой-либо сокровенной, неведомой тобою, живущей в тебе страсти. С плачем и сердечными воздыханиями умоляй Бога, чтоб Он не попустил тебе уклониться от Его всесвятой воли к последованию падшей человеческой воле, твоей или ближнего твоего, твоего советника. Как о своих помыслах, так и о помыслах ближнего, о его советах, советуйся с Евангелием. (Свт. Игнатий Брянчанинов "Приношение современному монашеству" гл.13 "О жительстве по совету")
То, о чём пишет авва Дорофей в чистом виде возможно только в монастыре, где, по определению, находятся люди верующие. Но даже в монастырях в наше время редко приходилось наблюдать такое совершенство. Смирение, как и любая добродетель, имеет своё начало, середину и совершенство. Хорошо бы начать с начала - с самоукорения. Например: "Прости меня, грешного, Господи, нет у меня ни смирения, ни послушания, ни самоукорения. Помоги мне исправиться и положить начало покаянию".