5 Ответов
"Не суди́те, да не судимы будете, ибо каким судом су́дите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить" (Мф.7:1-2)
Авва Дорофей в Поучении 6 говорит про осуждение, что это очень плохо, нет ничего хуже. Поэтому понятно, что сам осуждающий должен вызывать искреннее сочувствие и желание помолиться о нем, чтобы ему это простилось и он прекратил в дальнейшем осуждать. Т.е., по-моему, примерно такие мысли: "Бедненький, как же он себе вредит осуждением, он же может потерять всю благодать и впадет в такие же грехи, за какие осуждает".
Кроме того, если Вас предмет осуждения (т.е. факты за которые осуждают), не затрагивает, и Вам не нужно принимать какого-то решения об осуждаемом человеке, то по-моему, лучше не верить совсем словам осуждения. Даже если Вы бы лично увидели, что кто-то согрешает. У Аввы Дорофея в Поучении 9 есть об этом, как человек верил своим домыслам, и бесы обманули его зрение. Т.е. не просто не поддерживать, а не верить никак (ни осуждению, ни фактам, которые приводятся), и когда при Вас осуждают, и когда потом это Вам вспоминается.
Вот как, только цитатами! Ну, тогда и не буду сам отвечать, пусть за меня скажет прп. Моисей Мурин:
Один брат в Скиту пал в грех. Братия собрались и послали за аввой Моисеем, но он не хотел идти. Пресвитер опять послал звать его таким образом: «Иди, тебя ожидает собрание». Авва Моисей встал и пошел. Взяв корзину с дырами и наполнив песком, он нес ее с собой. Братия, вышедшие к нему навстречу, спрашивают его: «Что это такое, отец?». Старец отвечал им: «Это грехи мои сыплются позади меня, но я не смотрю на них, а пришел теперь судить чужие грехи». Братия, услышав это, ничего не стали говорить согрешившему брату, но простили его.