Очень интересует как спасаться православным христианам оказавшимся на территории, где нет канонической Церкви, а только еретики и раскольники? Как крестить детей в таких условиях, как венчаться, как исповедоваться и причашаться, как отпевать и поминать усопших? Как спасались люди в Болгарии на протяжении многих десятилетий, когда Болгарская Церковь была долго в расколе? Как спасались люди в Европе, когда весь римский патриархат ушел в раскол и ересь?
4 Ответа
Весьма затруднительно там спасаться, оказавшись без таинств. Поэтому надо предпринять все усилия, чтобы перебраться в страну, где есть Православная Церковь. Например, у нас есть целый ряд святых, в эпоху позднего средневековья переехавших из Западной Европы в Россию: свв. Антоний Римлянин, Иоанн Власатый Милостивый, Исидор Ростовский, Прокопий Устюжский. Для остальных, увы, пребывание в ереси было совершенно непонятно, т.е. они считали себя правыми, а нас - схизматиками (как считают и современные католики).
Что касается болгарской схизмы, для русских современников она не была настоящим расколом, поэтому мы тогда всячески поддерживали болгар против Константинополя. Например, кафедральный софийский Храм-памятник Александра Невского построен по проекту русского архитектора и во многом на русские деньги.
Это непростой вопрос, но в нём важно разобраться, ведь наша вера — это живое отношение с Богом, а не набор правил, которые могут быть отменены обстоятельствами.
Спасение возможно только в Православной Церкви, которая является Телом Христовым. Это не просто слова, а глубочайшая истина, выраженная в Символе веры: «Верую во единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Вне Её нет полноты благодати и, соответственно, нет вечного спасения. Важно понимать: молиться Богу может всякий человек, даже тот, кто Его не знает, и Господь слышит эти молитвы. Но полноценное, спасительное общение с Ним, дарование таинств – всё это происходит только в Церкви.
Если Вы оказались там, где нет канонической Церкви, где действуют только раскольники или еретики, Ваша задача – сохранить верность Православию и, если есть возможность, найти истинную Церковь.
• Молитва. Непрестанно молитесь. Личная молитва — Ваша прямая связь с Богом (1Фес.5:17).
• Чтение Писания и святых отцов. Углубляйте свои знания веры. Например, труды свт. Игнатия (Брянчанинова) о духовной жизни всегда актуальны.
• Пост. Соблюдайте посты, чтобы укреплять дух и тело.
• Поиск канонического священника. Ищите возможность причащаться, исповедоваться и совершать другие Таинства у канонического священника, даже если для этого потребуется преодолеть значительные расстояния. Иногда это возможно благодаря приезжающим священникам или поездкам в другие регионы/страны.
• Крещение и Венчание. Эти Таинства может совершать только священник. В случае крайней нужды (например, смертельной опасности для младенца) мирянин может крестить ребёнка, но затем необходимо докрещивание в храме священником.
• Поминовение усопших и отпевание. Также требуют участия канонического духовенства. В его отсутствие можно молиться за усопших дома, читать Псалтирь.
Примеры Болгарской Церкви во время раскола или ситуации после 1054 года в Западной Европе показывают, что верные христиане всегда стремились оставаться в единстве с истинной Церковью, даже ценой страданий и лишений. Святые исповедники и новомученики во все времена показывали пример твёрдости в вере, предпочитая смерть отречению от Православия.
Спасение — это не только наши усилия, но прежде всего действие Божьей благодати, которая подаётся в Церкви. Поэтому главная задача православного христианина в любой ситуации — не отчаиваться, а искать путь к этой благодати, к общению с Богом и Его Единой Святой, Соборной и Апостольской Церковью.
Не унывайте! Господь всегда рядом с теми, кто ищет Его искренно.

Не вполне ясно Ваш вопрос теоретический или Вы сами находитесь в такой ситуации. Сейчас доступ к православным храмам есть в значительной части стран, даже если для этого потребуется преодолеть некоторое расстояние и бывать в церкви нечасто в силу особых обстоятельств. Поделюсь двумя мыслями общего характера по этой теме.
- Человек может погибнуть для вечной жизни только по одной причине - если он будет упорствовать до конца в смертном грехе. Никакие внешние условия и обстоятельства, сами по себе, не являются препятствием к спасению. Смертный грех - это всегда грех сознательный и сделанный по свободному выбору. В приложении ко греху ереси и раскола это означает, что человек должен сознательно выбрать не быть в Церкви Христовой, либо предпочесть свое мнение или мнение своей группы учению Церкви. Это проявление гордости, поэтому это опасное и страшное состояние, которое губит человека. То есть речь идет не о неосознаваемом заблуждении, а о сознательном упорстве. Конечно среди православных всегда находятся лица, которые готовы объявить еретиками и раскольниками в строгом смысле любого человека (включая детей), который в силу независящих от него причин не принадлежит к одной из православных юрисдикций. На мой взгляд, это крайне ошибочное мнение, которое обрекает множество людей на вечные мучения, не по причине добровольного упорства в смертном грехе.
- Св. Августин в свое время написал следующее:
Так если кто-то, подвигаемый срочной необходимостью не может найти кафолика, от которого бы мог принять Крещение, и в душе хранит Кафолический мир, примет от кого-то вне Кафолического единства Крещение, которое желал в самом Кафолическом единстве получить, если тотчас отойдет из сей жизни, ни кем иным как кафоликом считаем. Если он, будучи от телесной смерти освобожден, восстановит свое телесное присутствие в Кафолической общине, от которой сердцем никогда не отлучался, мы не только не осудим то, что он сделал, но истинно и с уверенностью восхвалим этот поступок, потому что верил в присутствие Бога в своем сердце, в единстве оставался и не желал из этой жизни отойти без Таинства Святого Крещения, полагая его принадлежащим не человеку, но Богу, где бы оно ни встретилось.
Опираясь на авторитет святителя, я полагаю возможным, в случае крайней необходимости, в частном порядке (то есть не всенародно в церкви вместе с другими) принимать православному Таинства от неправославных или раскольнических священнослужителей, при условии наличия у них апостольского преемства, веруя, как пишет св. Августин, что Таинство подается Богом, где бы мы его не нашли. Во всяком случае, в описанной Вами ситуации, я бы поступил именно так.
Сочувствую, если вы попали в иакое место, где нет родной церкви.
Почитайте вот эту книгу https://azbyka.ru/fiction/otec-arsenij/
Спасибо большое, укрепляет, вдохновляет и утешает ваш ответ!