Добрый день.
Извиняюсь за длинный вопрос, но никак не могу найти выхода из духовного застоя.
Я всегда думал о себе что я, в принципе, неплохой человек, были у меня конечно и смертные грехи, но я их исповедал и завязал с ними. После этого, по-видимому, стал вести христианскую жизнь: молился утром вечером и немного днем, постился, исповедовался и причащался каждый месяц, посещал службы в храме несколько раз в неделю и, по-видимому, ничего серьезно плохого не делал.
Но как то последнее время, возможно после чтения святоотеческой литературы, я стал немного приходить в некий ужас.
Все здание мое оказалось построенным на песке, и истинного христианства во мне никакого не оказалось, а было только лицемерное исполнение внешних норм.
А внутри оказалось огромное количество страстей, которые особо и не скрывались. Наверное, самые пагубные что смог заметить: гордость - проявляющаяся в раздражении на других, неком прекословии даже начальству на работе, непринятии чужого мнения, споров и т. д. Тщеславие - сложно что либо сделать без усладительных мыслей о похвале и людском мнении. Осуждение - невозможно и взглянуть на человека без возникновения осуждения. Самомнение. Часто возникает неприязнь к некоторым людям. Некая злоба. Чувство, что внутри нет никакого искреннего добра и любви ни к кому, даже родным - может следствие многолетней греховной жизни, убившей все доброе? Покажется смешным, но с довольно давнего времени многие меня часто спрашивали, чем я так расстроен, так как вид у меня очень часто унылый даже на фото, где я старался улыбаться выходит очень прискорбно - полное отсутствие внутренней радости проявляется и на лице, и в поведении, и я этого не замечал.
Даже молитвы в храме и дома оказались бесплодными, кажется что гордый ум противится словам молитвы и происходит некое губошлепство, а не молитва.
Я советовался со своим духовником. Побеседовав с ним, я понял что нужно жить по Евангельским заповедям, а в нарушениях каяться. Но вся проблема в том, что страсти из-за долгого времени настолько укоренились, что кажется невозможным их победить, тем более, что их так много и они уже, можно сказать, стали частью меня. Очень заметно, что все мое существо противится Евангельским заповедям и если наружно еще можно как-то побороться - не съесть лишнего или отвернуть взгляд от красивой женщины, проходящей мимо, то внутри происходит постоянное поражение тщеславием, осуждением, гордостью и т.д. Часто, побеждаясь страстью, впадаю в уныние и печаль, что конечно делу не помогает, и прочитал что это так же признак гордости и самомнения. Получается некий замкнутый круг.
Буду рад любому совету. Может вы знаете книги которые могут помочь?
Спасибо.
3 Ответа
Приведу слова прп. Арсении (Себряковой) о свободе от греховных страстей и терпении себя:
Например, человек несправедлив бывает к себе и требует иногда от себя того, чего дать не может. Требует от себя победы над своими страстями и скорбит, волнуется, негодует на себя, когда видит, что его берут во власть те самые страсти, от которых он решил отстать. Но справедливо ли такое негодование на себя? Нет. Человек своею силой никогда не может победить в себе страсти: их побеждает в нас сила Божия. Эта сила присуща Его заповедям. Когда с помощью Божией человек усвоит их, когда они будут жить в его сердце, тогда грех и страсти ослабевают и совсем прекращают своё действие в сердце. Нужно постоянно оживлять в своём сердце намерение жить по заповедям Христовым, нужно просить в молитве Его помощи, нужно смиряться в своих уклонениях, нужно терпеть свою немощь и не негодовать на себя за неё. Ведь если я не силён её победить в себе, зачем же требовать от себя того, что может дать только Господь, зачем же скорбеть на себя, что не стал выше себя. В таком требовании от себя духовного преуспеяния сказывается наша гордость. Будем всего ожидать от Единого Господа и глубоко смиряться в своих немощах и греховности.
Важная мысль: от грехов и страстей освобождаем не мы себя сами, не правильная аскетическая методика, а Бог, когда Он Сам этого захочет. «Без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5). Нам остается молиться и терпеливо трудиться. Поэтому излишние требования к себе победить страсти здесь и сейчас, от которых бывает уныние, действительно, признак гордости. Нужно привыкнуть к тому, чтобы не ждать ничего хорошего от себя (в плане благочестия), тогда и унывать не придется. Вся надежда на Бога.
Дмитрий, поздравляю Вас с началом духовной жизни. Вы отчасти заглянули в свое сердце и увидели тамо гадов, имже несть числа. Теперь надо не спеша трудиться над их искоренением. Вы не видите прогресса по нескольким причинам. Первая, насколько видно из Ваших слов, заключается в чрезмерной надежде на собственные усилия. Это неправильно. Главным деятелем в нашем спасении является Бог, а вовсе не мы сами. Пока Вы не сможете этого понять и внутренне с этим смириться, настоящей борьбы со страстями у Вас не будет. Либо будет ее имитация, либо (что еще хуже) Вы станете благоприличным человеком и даже понесете некоторые внешние подвиги, но фундаментом всего этого будет гордость. Отчасти Вы это, кажется, уже поняли.
Еще заметна у Вас чрезмерная саморефлексия и ориентация на мнения других людей, это тоже признак новоначальности. Со временем их место должен заступить собственный духовный опыт. Но для него нужно постоянное доверие Богу, что Он Вас не оставит и продолжит заботиться, хотя бы Вы были и весьма недостойны Его заботы. И труды, труды...
Если суммировать отношение наших усилий и божественной благодати, то не смогу сказать лучше, чем прав. Николай Кавасила:
А почему возможно так жить и, как говорит Павел, во обновлении жизни ходить, то есть с творящими какие дела так соединяется Христос и так прикрепляется к ним, и не знаю, как и выразить сие, о сем станем говорить далее. Происходит сие, с одной стороны, от Бога, с другой – от нашего тщания, и одно – вполне Его дело, другое – и от нас требует ревности. Впрочем, мы привносим не более того, сколько нужно, чтобы сохранилась благодать и не предать сокровища и не погасить светильника уже возженного. Разумею же тех, кои не привносят ничего такого, что противодействует жизни и рождает смерть, ибо к тому только служит всякое человеческое благо и всякая добродетель, чтобы кто-нибудь не обнажил меча на самого себя и не бежал бы от благополучия и не свергал венцов с головы своей, так как существо жизни всаждает в души наши Сам Христос, соприсутствуя нам неизреченным неким образом. Ибо Он присутствует истинно и помогает начаткам жизни, которые Сам даровал Своим пришествием. Присутствует же не как прежде, и обхождением и беседою, и обращением с нами, и общением, но иным некоторым и совершеннейшим образом, по которому мы становимся сотелесными ему и соживущими, членами и тому подобное, что только относится к сему. Ибо как неизреченно человеколюбие, по которому столько возлюбив самых уничиженных, восхотел удостоить их величайших благодеяний, и, как союз, которым Он соединяется с возлюбленными, превосходит всякий образ и всякое наименование, так и тот способ, коим Он присутствует и благотворит, дивен и приличен Одному Творящему дивное. Ибо тех, кои смерти Его, которою Он истинно умер ради нашей жизни, подражают в некоторых символах, как бы на картинах, Он самым делом обновляет и воссозидает и делает общниками жизни Своей.
Почитайте и обдумайте его Семь слов о жизни во Христе. Вообще важно, что Вы читаете и как молитесь. Но все вопросы такого рода надо решать с опытным духовником.
Не унывайте. Помоги Господь!
Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то́, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха. (Рим.7:18-25)
Вы перешли от внешней, обрядовой жизни, к началу внутренней, духовной. Это нормальное движение вперёд. Плохо, когда человек останавливается только на внешней. Это не значит, что внешнее не нужно, лишнее, нет. Без этого внешнего Вы бы и не пришли к внутреннему. Но внешнее это только форма, которую надо наполнить содержанием, некий сосуд, который не должен остаться пустым.
То что Вы описываете - это есть начало трезвения или блюдения своего сердца, как говорил святой Иоанн Кронштадский. Вы увидели грех живущий в сердце. Научитесь теперь бороться с ним, с Божьей помощью, конечно. Кратко, для этого есть два главных способа: частая искренняя исповедь и молитва.
Самая лучшая молитва для этого - Иисусова, но ею надо научиться пользоваться. Она сильна только, когда внимательна. А для этого нужно держать определённое правило. Но для новоначального это может оказаться тяжело. И без благословения духовника никаких правил на себя налагать не надо.
Гораздо проще тот способ, который описан в книге "Невидимая брань" прп. Никодима Святогорца. Суть его сводится к тому, что бы когда поймал себя на плохих мыслях, сразу обращаться с молитвой Богу, например: "Господи, согрешил гордостью, прости меня грешного. Господи, помоги мне избавиться от неё, Господи, даруй мне смирение". Все эти молитвы произносятся мысленно, не отрываясь от дела, которым занят, без крестного знамения и на любом месте. Если сильно донимают помыслы, то можно как бы прогневаться на них, опять же с молитвой: "Неправду возненавидех и омерзих". И опять те же молитвы. Если ещё сильнее донимают помыслы, тогда надо вооружиться на них и крестным знамением и поклонами в тайном месте. Вот такая война с мысленными врагами. Их надо отгонять от себя, как назойливых мух.
Хорошо бы Вам почитать свт. Феофана Затворника. Его книги духовно бодрят. Например "Что есть духовная жизнь, и как на неё настроиться". Она легко читается. Потом "Путь ко спасению". Эта уже более сложна в понимании.
Главное - не унывайте. Бог любит тех, кто приносит покаяние, пускай у них и не всё получается.
Помощи Божьей Вам.