У Церкви есть много проблемных вопросов, касательно самых разных сфер. Но облечь их в словесную форму не так-то просто. Есть ли те, кто ведёт этот список? Например, скоро грядёт 1000-летие раскола с западным христианством, а на вопрос, что делаем мы, православные для сближения один ответ: «ведётся диалог...». Взаимодействие с другими Поместными Православными Церквями развито слабо... С Константинополем не наблюдается взаимного уважения. В мировом православии наблюдается разобщённость и отстранение, постоянно какие-то амбиции. Нужна ли активность в СМИ, медиа, соцсетях для Церкви или это ей больше вредит? Просветительская деятельность развита слабовато. Просил бы обозначить примерные общецерковные проблемы и вообще волнующие вопросы тех, кто постоянно работает в церковной среде и сталкивается с ними. Заранее благодарю.
5 Ответов
Родной, главный проблемный вопрос для нас заключается не в суде над Церковью и ее членами, а в суде над самими собой:
Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром. (1Кор.11:31,32)
Поэтому научитесь молиться, как учат святые отцы. Приобретите страх Божий, изгоняющий из нас всякую постороннюю мысль, всякое осуждение и тем более праздное любопытство. Изгоните из сердца всякий грех и превозношение. Начните читать святых отцов, которые учат нас пути спасения. И тогда подобные вопросы даже не будут Вас тревожить.
Приобретя возможную для Вас близость к Богу и опытное знание благодати, Вы получите свободу от праздномыслия. Мне кажется, это действительно волнующая и вдохновляющая перспектива для христианина.
Видимо, у Вас сейчас идут духовные поиски, подобные поискам новоначального. На этом этапе важно уметь отличать важное от второстепенного. То, о чем я сказал,- это важное. То, о чем пишете Вы,- это второстепенное. Оно не только не помогает в духовной жизни, но даже мешает ей, рассеивая внимание и не позволяя замечать Промысл Божий, сохраняющий Церковь и ведущий верных по пути спасения. Вместо этого Промысла на первое место подобные поиски ставят человеческое действие, которое всегда несовершенно, а иногда прямо сопряжено с грехом. Таким образом, за действиями людей теряется Бог, что разрушает весь фундамент духовной жизни.
Поэтому напрасно Вы считаете, что я от Вас просто «отстранился». Я даже начал ответ с эпитета, который показывает мое сочувствие к Вам как к человеку, который находится в лоне Церкви, но вместе и в духовной опасности заблудиться. Где же тут отстранение?
Если же Вам желательно именно видеть Промысл Божий за несовершенными человеческими действиями, то советую изучить историю Церкви. Прямо можете взять хороший учебник или древних церковных историков (Евсевия Памфила, блж. Феодорита и др.) и читать. Через их замечания Вы лучше будете понимать и современность.
По учению святых Церковь состоит из двух частей: Небесной, торжествующей и земной, воинствующей. В Небесной находится Господь и святые его, в земной - мы, грешные. Мы стремимся из этой земной попасть в ту, Небесную. И это правильное направление. Оставив же Небесную, устремляться к земной - это путешествие по стремнинам и пропастям.
Земная Церковь представляет из себя лечебницу, где множество больных принимают духовное врачевство. Кто то уже выздоравливает и готов к переселению в Небесные обители. А кто то безнадёжно болен. Если в этой земной лечебнице начать разбираться во всех болезнях пациентов, то придётся учиться на врача. При этом врачи сами болеют, а некоторые даже не замечают своих болезней. И вполне может получиться так, что устремившись изучать чужие болячки, свою, смертельную, человек пропустит. И вместо того, что бы выздороветь и пойти в Небесную церковь, попадёт в морг земной.
Резюмирую. Господь, придя на землю, не дал людям ни одной заповеди о реорганизации общественных институтов, включая Церковь. На то место дал много указаний, как изменить самого себя и сделать пригодным для Царства Небесного.
Последний раз такой список проблемных вопросов, поднимаемых на официальном уровне, я видел в докладе митр. Филарета (2000 г.). Многие из них до сих пор не осмыслены и не решены. Темы для обсуждения на ближайшие годы в Русской Церкви обозначены здесь.
А сейчас церковное сообщество вообще находится в большом кризисе и пока что тенденция идет именно на разобщение, а не единство.
Сергей, спасибо за список тем. Для меня очень прискорбно было узнать, что проблемы борьбы с сектами там даже не обозначены. Получается, наши еретики не представляют ни малейшей угрозы для Церкви и ее членов. Ох, ох...
Игорь, настоятельно советовал бы Вам хорошо подумать прежде, чем погружаться в список проблем Церкви. Далеко не каждый человек без сильного духовного смущения и осуждения способен узнать о них. Следствием могут быть уныние и отпадение от Церкви. А если Вы специально ищите «встречи» с проблемами, то это повод задуматься о том, чего именно Вы ищите в Церкви. Спасения ли?
Благодарю, отец Дионисий! Согласен, судить Церковь не должно, но и не замечать очевидных проблем и отсутствия диалога с инославными тоже не могу.
Не лучше ли тогда предложить к обсуждению конкретные темы, которые Вас беспокоят, а не составлять список церковных проблем?
Спасибо, отец Евгений! Согласен с необходимостью личного спасения, но в то же время как член Церкви не могу не задаваться подобными вопросами, на которые нет ответов и от которых все отстраняются примерно так, как Вы ответили. Церковь помимо небесного устроения, имеет и вполне земное основание, и земную организацию. Не замечать насущных вопросов как минимум странно