Здравствуйте. Каково учение Церкви о мышлении и памяти? Какие мысли являются добрыми, а какие греховными? О чём мы должны чаще думать? Кого или что представлять? Чей образ мы должны постоянно держать в голове? Воспоминания это грех? (Воспоминания - это воспроизводство сознанием из памяти информации о прошлых событиях, явлениях, людях, собственных эмоциональных состояниях в разные периоды жизни. Что бывает вызвано соприкосновением с теми вещами, которые ассоциируются с этими событиями, местом, где они произошли, сходными чувствами, их сопровождавшими, даже запахами)
Как правильно прибывать в Боге умом и сердцем?
Помогите пожалуйста разобраться с этим вопросом.
5 Ответов
Великий дар от Бога человеку — разум. Нам следует учиться применять его на добро.
Хорошо начать с того, чтобы каждое Воскресении думать о Боге в течении дня. Вспоминать свои грехи, вспоминать свое несовершенство. Читать духовную литературу.
Воспоминания — это живая память. Это может быть как грехом, так и благим деланием или чем-то нейтральным. Все зависит от того, что воспоминаете и с какой целью.
Какие мысли являются добрыми, а какие греховными? О трех волях почитайте:
Беседу преподобного Серафима с Н. А. Мотовиловым. О цели христианской жизни
Как правильно прибывать в Боге умом и сердцем?
Здесь, наверное, следует начать с того, что учиться молиться внимательно.
О чем всегда следует помнить, так это о предстоящей собственной смерти.
Как Церковь рассуждает о разуме и процессе мышления? Дочитайте до конца.
Разум это катафатическое (положительное) свойство Бога, присущее и тварным сушествам, в том числе людям, как носителям образа Божия.
Разум Бога похож на человеческий, но в человеке существует некая дистанция между разумом и знанием. В Боге способность разуметь (мыслить) и само знание совпадают, что придаёт Богу свойство всеведения. Как Создатель, Бог знает о мире по своим установлениям о нём, отчего Ему известны все устремления человека, придавая ему способность предведения. Совершенное ведение и знание о целях и средствах их достижения наделяет Бога премудростью.
Совершенные разум и всеведение подразумевает совершенную память, у Бога всё это присутствует одновременно.
Другое важное свойство Бога это святость. Будучи совершенным и неизменным, Бог в Своих стремлениях всегда и везде руководствуется о высочайшем добре. Он чист от греха и не может согрешить, Он так же любит в творениях добро и ненавидит зло, требует совершенства от творения. Для этого Богом через Откровение дан нравственный закон. Исполнение закона награждается, а нарушение – наказывается, что присваивает Богу свойство правды и справедливости. Правда бывает законодательной и мздовоздаятельной.
Теперь о Вашем вопросе. Люди, призваны к тому, чтоб быть совершенными, как Отец наш Небесный Мф. 5:48
Пребывая в Церкви, в таинствах, в молитвенных обращениях к Богу, и уповая на Его всемогущество, мы просим исцелить нас. То есть просим сделать нас цельными, такими, как задумано Богом. Мы просим Его наделить нас мудростью, с тем, чтоб иметь способность возненавидеть грех и зло, чтоб наши действия соответствовали таким мыслям. Единение добрых мыслей и действиий как раз есть то искомое стремление к обожению, когда мы возвращаем себе полноценный образ Божий. Обновлённый ум проникает в сердце, и этим мы находим единение с Богом, что присваивает нам такие свойства как святость, премудрость, правдивость и справедливость, всемогущество, наполненность благостью и состояние всеблаженства.
Не привязанный к святости ум приводит ко греху, этим отдаляя от Бога. Потому, мы приносим умное покаяние, признавая ошибочность своей жизни, устраиваемой по самоволию. В молитве покаяния, уповая на всемогущество Творца, просим мудрости, с тем чтоб внять о несоответствии. Просим так же, чтоб наши действия под воздействием обновлённого ума всё больше совпадали с волей Божией, поскольку собственная воля повреждена грехом.
Господь премудростью установил, что такое изменение и обновление к лучшему происходит только под воздействием Тела и Крови Христа Мф. 26:26-28 , для чего призывает нас в Церковь к Их вкушению.
На мой взгляд, хранимый образ в уме должен приводить к святости, по крайней мере не должен развращать. Это не обязательно некая картинка, но память о видении Нетварного Света может быть таким хранимым образом. Например, монахи-исихасты сподобливались этого.
Вам выше уже рекомендовали свт. Феофана Затворника. Посоветую и я. Наверное, у него самое доступное и вместе самое глубокое изложение христианской психологии. В том числе и практических аспектов:
О чём мы должны чаще думать? Кого или что представлять? Чей образ мы должны постоянно держать в голове?
Поэтому почитайте "Путь ко спасению", либо по оглавлению выберите интересные Вам темы из тематического сборника писем "Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться".
Думаю, Вам не нужно доказывать, что в основании психологии лежит учение о человеке (антропология), особенно в его естественном состоянии (до грехопадения) и нижеестественном (после грехопадения). Никак нельзя правильно ответить на Ваши вопросы, если хотя бы в общих чертах не знать, что есть душа и каковы ее силы. Словом, почитайте свт. Феофана. Если понравится, то потом сами найдете его другие сочинения и письма на те же темы.
Здравствуйте!
Напишу по пунктам:
Каково учение Церкви о мышлении и памяти?
Учение Церкви больше направлено на освящение духовных вопросов, и тем, относящихся ко спасению и пути спасения человека. Причем так или иначе раскрытые в Священном Писании и мнениях святых отцов. Мышление и память - это вложенные Богом в человека физиологические способности. Они или есть, или в случае с животными - их нет. Они не влияют на духовное. Это инструмент.
Какие мысли являются добрыми, а какие греховными?
Добрыми - мысли, сонаправленные с Волей Божией, созидающие и благочестивые, греховные - желания противостоять Богу или что-либо разрушать. Святые определяли греховность мыслей по сравнению их с Благодатью Святаго Духа (один из приемов - сравнение по совести). Если Дух не отходил, то мысли не греховные. Если отходил - они сомнительные. Для пребывания в Благодати подвижники для начала успокаивались и молились, чтобы не отдаваться страсти, а затем читали Евангелие. Так же можно определять греховность мыслей испросив благословение у духовника или благочестивых своих родителей.
О чём мы должны чаще думать? Кого или что представлять? Чей образ мы должны постоянно держать в голове?
Благочестиво помнить о Боге, иметь в уме молитву, церковные песнопения или размышлять о святых. Но человек существо слабое, поэтому устает. Обычная жизнь для исполнения своих дел и помощи ближних тоже является нормальной темой для мыслей. Переключение размышлений о Боге, и житейских - это норма.
Воспоминания это грех?
Воспоминания - это свойство сознания человека. Греховными они становятся, когда вспоминается или воображается греховное. Если такое бывает, лучше переключаться на покаяние в совершенных грехах, просить Господа вразумить, простить (Иисусова молитва простым повторением) и планирование исповедовать их. Греховные мысли как рукой снимет!
Как правильно прибывать в Боге умом и сердцем?
Для начинающего духовную жизнь достаточно читать Евангелие, жития святых преподобных, по силам повторять молитвы, песнопения, размышлять о Боге. И прость Бога вразумить в непонятном. Когда придет привычка думать о Боге, то постепенно этот вопрос будет Вам более понятен. И бог вразумит, как действовать дальше. Обычно человек начинает искать духовника, но это уже иной вопрос, имеющий свои нюансы.
Помощи Божией!