Здравствуйте! Между видением Страшного Суда и Апокалипсисом нашёл вещи, которые буквально противоречат друг другу.
В Апокалипсисе Иоанн Богослов пишет: Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец.
(Откр.21:22)
А в видении Страшного Суда ученик Григорий пишет прямо противоположное, скриншот прикрепил ниже.
Не могу понять, как можно совместить, и канонизировано ли вообще видение Страшного Суда ученику Василия Нового?
Храни вас Господь
5 Ответов
Ангел сказал прп. Макарию Александрийскому: “Земные вещи принимай здесь за самое слабое изображение небесных”. Поэтому видения из жития прп. Василия Нового хотя и являются достоверным источником, но не претендуют на догматически безупречное изображение небесной реальности.
Житие Василия Нового как лит. памятник совмещает в себе традиционное повествование о жизни святого с апокрифическими видениями (в которых наиболее полно и ярко представлена тема «малой» и «большой» эсхатологии).
Церковь не выносила суждения об этом источнике, сам по себе он спорный.
Видения могут быть разными: их Господь посылает разным людям с разной целью, поэтому они вполне могут отличаться в деталях, не имеющих догматического значения. Если думать, что все видения должны быть согласованы в своих образах, тогда придётся подвергнуть сомнению большинство пророческих книг Ветхого Завета, т.к. почти в каждом в явлении Господь показывает пророку разные образы духовной реальности.
Чтобы подробнее ознакомиться с пророческим служением, рекомендую статью на «Азбуке» и книгу И.Я. Грица «Внимая голосу пророков".
Если буквально отвечать на вопрос о канонизации, то Апокалипсис в составе Нового Завета канонизирован Церковью на Карфагенском соборе в 397 году и на Шестом Вселенском Соборе в 680. Видения Григория в составе жития прп. Василия Нового, как и другие жития, не канонизировались всей полнотой Церкви, но принимались и были одобрены рядом святых, начиная от самого св. Василия и до свт. Димитрия Ростовского.
В видении апостола Иоанна Богослова речь идёт об иудейском Храме, он даже пишется с большой буквы, как единственный в своём роде и в отличие от языческих храмов. Во время этого видения христианских храмов-церквей, в нашем понимании, ещё не существовало. Собрания тогда происходили по примеру Тайной Вечери.
В видении Григория, соответственно, речь идёт о христианских церквях, которых в то время было уже множество.
Бог всегда приспосабливает видения к понятиям и образам людей, которым эти видения показываются, для того чтобы они лучше понимали их. Если бы в видениях тех дней возникали не воины с мечами и копьями, а современные солдаты с автоматами, бронежилетами и обвесами, то они воспринимались бы не как воины света, а как бесы. Искажалась бы картина восприятия духовной реальности непонятными и страшными картинами современной действительности. Потому все видения носят некий образный характер, демонстрируется духовная, внутренняя сущность вещей и событий. Это не лишает их истинности, но не позволяет трактовать их буквально.
Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. (1Кор.2:9)