Есть ли официальные постановления, или неофициальные рекомендации? Слышала, что накануне Причастия нужно воздержание супругов.
Но как быть с рукоблудием? Если человек согрешил, например, в понедельник днём, какой ближайший день доступен для Причастия? Вторник, среда?
4 Ответа
Грех этот смертный, поэтому я бы советовал воздержаться от причастия хотя бы на 2 недели, обязательно проводя это время с покаянием. Например, ежедневно класть по силе земные поклоны (20, 30, 50 - сколько желаете) и читать покаянный канон ко Господу Иисусу Христу. Но вообще за рекомендациями такого рода надо обращаться к своему духовному отцу.
Во всяком случае, точно не стоит причащаться совсем скоро после совершенного смертного греха, чтобы не гневить Бога. Мы ищем от Него помощи, а в ответ можем получить наказание за свою дерзость. Исключением может быть лишь случай смертной опасности или, скажем, предстоящая сложная операция.
Обратите также внимание, что рукоблудие не возникает на пустом месте. Вам нужно обдумать, каковы его причины и предпосылки, чтобы начать бороться. Помимо нехранения зрения и просмотра безобразных фильмов и картинок, наверняка может идти речь о многоядении (особенно перед сном), праздных разговорах, мечтаниях и осуждении. Однако снова повторюсь, об этом лучше говорить со своим духовником.
Впрочем, не принимайте мои размышления за обязательное для себя правило. Я Вам не духовник и никак не могу полагать обязательную к исполнению епитимью.
В данном случае уместнее говорить о числе следующего месяца, а не дне недели.
Церковные каноны о малакии:
Правило 10-е св. Иоанна Постника полагает за этот грех 40-дневную епитимью с сухоядением и 100 поклонами ежедневно.
Подробнее о малакии.
Это ориентир. Епитимью налагает духовник с учётом духовного возраста человека.
У нас эти правила не входят в канонический корпус, а у греков - входят. https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjatogorets/pidalion-pravila-pravoslavnoj-tserkvi-s-tolkovanijami-tom-4-pravila-svjatyh-ottsov/13. Поэтому вполне можно ориентироваться на их при решении канонических вопросов, если нет других правил.
Мария, Ваш вопрос очень важен.
5-е правило Тимофея Александрийского, упоминаемое в трудах Матфея Властаря, запрещает супругам, имевшим ночью телесную близость, приступать к совершению священных действий наутро. Более длительная продолжительность остаётся на усмотрении и совести супругов.
Рукоблудие — это серьезный грех, который отдаляет нас от Бога. Мы приступаем к Причастию не по расписанию, а с чистым сердцем, после искреннего покаяния, а не по календарю.
Первый и самый важный шаг после такого греха — Таинство Покаяния. Ваш духовник, выслушав Вас, определит, когда Вы сможете приступить к Чаше, возможно, с целительной епитимьей. Эта епитимья — не наказание, а духовное лекарство, призванное помочь вам в исцелении души и достойной подготовке к Причастию.
Понятие «ближайшее возможное время» для Причастия не означает существование строгого правила о фиксированном количестве дней (например, «X дней»), необходимых для очищения от греха. Течение времени само по себе не способно очистить душу от тяжкого греха. Нужно как можно скорее исповедаться священнику. Он, как ваш духовный отец, даст конкретные указания. Это может быть благословение на немедленное Причастие (если покаяние глубоко и искренне) или назначение целительной епитимьи — периода усиленной молитвы, поста или других духовных упражнений.
Важно помнить, что епитимья — это проявление любви Церкви, инструмент роста и исцеления, а не отлучение. Она помогает Вам подготовиться, чтобы принять Христа не в осуждение, а во благо.
Таким образом, путь к Причастию после греха такой: искреннее покаяние → исповедь → получение указаний от духовника (возможно, епитимья) → Святое Причастие. Доверьтесь мудрости Церкви и милости Божией.
Правила, приписываемые Иоанну Постнику, не входят в канонический кодекс Православной Церкви.