3 Ответа
Принцип христианской справедливости состоит в том, чтобы воздавать «каждому должнoe» и соблюдать «долг свой без рассмотрения лиц не только в делах, касающихся богатства, но и чести и достоинств» (Православное исповедание, Ч. 3, вопрос 12).
Поскольку в случае с предоставлением займа под проценты, заимодавец получает прибыль лишь за использование предоставленных денег и вынуждает человека переплачивать ни за что, отнимая у последнего то, что ему не принадлежит, это противоречит христианскому пониманию справедливости. Подобно тому, как человек обязан воздавать за другие неправедно приобретенные блага, точно также он обязан полностью вернуть те деньги, которые он получил за ростовщичество, без чего грех не может быть заглажен. Итак, извлечение материальной прибыли из денежной ссуды является несправедливостью и тяжким грехом ростовщичества. Это в полной мере относится к любым ростовщическим сделкам, как к частным, так и к банковским. Как пишет прп. Никодим Святогорец,
о том, что и Божественное Писание, и священные правила повелевают, ясно запрещая брать проценты как мирянам, так и клирикам, нам не должно выносить решения, но мы должны следовать этому. Ведь если Божественное Писание и правила осуждают и мирян за то, что они берут проценты, то тем более осуждают за это клириков.
От ростовщичества следует отличать предоставление аренды и временное использование какой-либо вещи. Это не является нарушением справедливости. Дело в том, что в последнем случае арендодатель не передает вещь или помещение в собственность арендатору и не продает их отдельно от права пользования ими, как это происходит в случае с денежной ссудой.
Нет, аренда неотчуждаемых вещей не является ростовщичеством ни в каком смысле. Рекомендую познакомиться с тем, что такое узуфрукт https://old.bigenc.ru/law/text/4216772
В том, чтобы сдавать жилье или вещи в аренду, нет ничего плохого: это разновидность сферы услуг. А давать деньги в долг под проценты напрямую запрещено Священным Писанием (Исх. 22:25, Втор. 23:19, Пс. 14:5).
С уважением,
Нет никакого греха в сдаче помещения в аренду. Думаю, то же и с вещью, потому что она изнашивается. Во всяком случае, надо поступать с вещами по совести и не грабить таким образом бедных.
Что касается ростовщичества, запрещающие его тексты Писания Вам уже процитировали. Лучше его избегать.
Почему тогда Православная церковь имеет счета в банках, положенные под проценты?
Вы не видите разницы между процентами ниже инфляции и ростовщичеством, когда в условиях отсутствия инфляции плата за пользование деньгами составляла от 50 до 100 процентов. Очень странно.
То есть проценты ниже инфляции грехом не являются? Вопрос только в количестве? Но по сути это тоже ростовщичество. У мусульман именно так.
«арендодатель не передает вещь или помещение в собственность арендатору и не продает их отдельно от права пользования ими, как это происходит в случае с денежной ссудой».
При аренде имущество отдают во владение. Плата за пользование имущества, или плата за пользование деньгами имеет одну природу, так как и то и другое является вещью. Интересант платит за то, что у него отсутствует, а другая сторона получает за пользование своей вещью. Это особо видно в случае с лизингом, здесь частями платят за вещь, которая ещё не принадлежит пользователю.
Потому любая временная передача имущества за плату, есть ростовщичество в строгом библейском понимании.
В этом смысле интересна практика исламских банков, когда в долг не дают, но вместе участвуют и получают прибыль и делят её.