Здравствуйте!
Я услышал, что святой Парфений Киевский, когда его просили помолиться за человека, читал за него главу Евангелия. И однажды ему было видение, будто стоит он на заросшем тернием поле, а терние такой, что не подступиться. Ему даётся приказ: удали терние. Он говорит, что тут даже приступить невозможно, как вдруг с неба падает огонь и попаляет терние. И голос говорит: Терние - это грехи тех, за кого ты молишься. Огонь с неба - это Евангелие, которое ты за них читаешь.
Скажите, насколько справедливо данное видение? Можно ли читать Евангелие за людей, в надежде, что это попалит их грехи и как-то поможет им? Нет ли в этом какого-то магизма?
Я слышал, что Даниил Сысоев так делал, когда с кем-то из его ближних приключалась беда.
5 Ответов
Очевидно святой, как и Вы сомневался в действенности такого духовного делания. Потому Господь сподобил его видения, подтверждающего силу такой молитвы. Сомневаться в истинности слов святого или его видения думаю не благочестиво.
Но на счёт магизма Вы правильно рассуждаете. Любая молитва - это просьба к Богу, которую Он может исполнить, а может и нет, Его святая воля.
Ещё надо помнить, что святой, кроме этой молитвы, нёс другие духовные подвиги: пост, бдение, трезвение, терпение скорбей и поношений. Усиленная молитва за других бывает действенна, когда мы сами несём какую то скорбь: или добровольную, или невольную.
Помощи Божьей Вам.
А какой магизм в чтении Евангелия? Особенно если в конце Вы будете присовокуплять краткую молитву за данного человека. Евангелие даёт нам надежду, открывает Бога и Его человеколюбие, изображает наши обязанности по отношению к Нему. По умершему священнику принято считать Евангелие, а по мирянину Псалтирь - это тоже магизм? Отношения христианина с Богом гораздо глубже, чем просто дай, да дай.
Итак, если желаете, можете стать Евангелие, чтобы Господь умилосердился над этим человеком.
Обычная церковная практика — это именно молиться друг за друга, по заповеди. Но если кто-то желает ради ближнего читать Евангелие, думаю, Господь не отвергнет и этого труда.
Любая молитва за ближнего есть дело любви по отношению к нему. По большому счету важно не то, что Вы говорите или читаете, а то, с каким отношением Вы это делаете. Вы же прекрасно понимаете, что Бог не нуждается ни в наших молитвах, ни в чтении Евангелия, ни в чем с нашей стороны. И если Вы готовы взять на себя любое посильное правило, то Вы несомненно сами получите пользу (от того же чтения Евангелия). И Господь, видя Ваше усердие и любовь, может помочь ближнему. Ему нет необходимости рассказывать подробности, Он смотрит на сердце человека.
Конечно, но это будет не молитвой, а скорее благочестивым трудом, жертвой. Есть даже молитва свт. Игнатия (Брянчанинова) по такому случаю:
Спаси, Господи, и помилуй рабов Твоих (имена) словами Божественнаго Евангелия, чтомыми о спасении рабов Твоих. Попали, Господи, терние всех наших согрешений, и да вселится в нас благодать Твоя, опаляющая, очищающая, освящающая всего человека во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь
Тут дело в том, что Псалтирь — это сборник молитв, в которых есть прямое обращение к Богу. А Евангелие — это повествование.
Хотя есть такая фраза, что когда мы молимся — мы обращаемся к Богу. Когда читаем Писание — Бог обращается к нам.
Весь вопрос в том, может ли чтение Евангелия за другого человека помочь ему так же, как и молитва за него.