У меня дома есть две книги философа/филолога Георгия Гачева «Философия быта как бытия» и «Образы Божества в культуре». Можно ли читать такие книги? Я нашла, что на радио Вера говорили про него положительно.Это навело меня на мысль, что Георгий тоже православный христианин, а значит, можно читать его произведения.
С одной стороны, он выражает правильные христианские мысли (далее его цитаты из дневников): «И глядел уж с множеством женщин всех поколений: и старых, и младых, и деток на руках мамочкиных… И улыбаюсь и радостен, как все, как все русские — уж две тысячи лет, все высью, все воздеты в высь, все — духом Христа — радостно и любовно всем!..» (поясню: он описывает, как был на Литургии)
С другой стороны, далее он пишет какие-то оккультные фразы о вселенной и исчезновение, похожие на прелесть:
"Но главное, что ощутил сегодня, — это любимость человечества — и все люди любимы — и я ими всеми — снисходительны — и принят великодушно во Вселенную человеков: прощен и принят — и кругом мир. Любовь. Красота. Радование… Вселенная прекрасная вечно есть и щедра и без тебя — всё всем даровано и есть. И можешь спокойно исчезать»
В книге «Образы Божества в культуре» он с точки зрения филологии анализирует, как разные культуры и религии воспринимают Бога, и там есть момент, где он рассуждает о том, что тема воскресения Своего Сына Богом уже ранее была в античной мифологии, и намекнул на то, что авраамическая религия просто заимствовала этот сюжет. Меня это очень смутило! Ведь Христос Воистину Воскрес, это не было придумано! Хотя такую теорию я слышу не в первый раз - наш профессор по зарубежной литературе говорила нам то же самое, что, мол, христиане просто заимствовали мифологический сюжет для своего Бога. Поэтому у меня вытекает два вопроса:
1) Поясните, пожалуйста, как произошла такая взаимосвязь с языческой мифологии и Истинной Верой (хотя, у меня, конечно, есть предположение, что бесы специально ввели в смущение народ до Пришествия Христа, но это, наверное, ложно - так как бесы не знали о Воскресении Христа, об этом знал лишь Бог)
2) Можно ли читать книги Георгия Гачева, учитывая того, что он принял Святое Крещение, но, будучи филологом, писал (может до своего Крещения) такие вещи?
5 Ответов
Не стоит его читать. Вот цитата из рецензии на книгу «Образы божества в культуре. Национальные варианты», причем рецензент лично с ним был знаком:
Тема образов Божества в национальных культурах, как Г. Гачев мне рассказывал, нелегко ему давалась. Ему как космософу-язычнику, по его самоопределению, ближе, роднее был зримый и слышимый природный космос с его «тутошними» аристотелевскими четырьмя стихиями-качествами, чем трансцендентное невидимое божество. И неудивительно, что божественное начало им зондируется и описывается в его чисто земных, осязаемых проявлениях, определяемых различиями его бытования в национальных географических ареалах и исторических традициях, отложившихся прежде всего в языке.
Ясно, что самоощущение язычника исключает правильное представление о Боге и тем более верность Православной Церкви. Что бы ни мечтали о нем на иных радиостанциях.
И не стоит думать, что это ранние ошибки, которые впоследствии были преодолены. Наоборот, эта книга - венец его размышлений о божественном, которое противостоит Богу Церкви. Вот еще одна цитата из рецензии:
Филолог, сбросивший иго наукообразия ради вольного писательства, homo ludens с полифонной душой, постигающей все воспринимаемое в опыте «жизнемыслия», Георгий Гачев в недавно вышедшей (посмертно) книге расширяет свой основной концепт «космопсихологоса», ранее представленный им во множестве его национальных воплощений, до Космо-Психо-Тео-Логоса.
Лучше всего их сжечь или как-то иначе уничтожить, чтобы никому не попали в руки и читающий не увлекся этим язычеством. Так поступали и в апостольские времена: «А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм.» (Деян.19:19)
Тема воскресения Своего Сына Богом уже ранее была в античной мифологии, и намекнул на то, что авраамическая религия просто заимствовала этот сюжет.
Утверждать можно что угодно, только для этого нужны серьезные основания. В какой именно религиозной традиции присутствует сюжет воскресения Богом Своего Сына? Я знаю несколько мифологических сюжетов на тему воскресения, все они связаны с природными циклами - это воскресение Осириса, Диониса и Таммуза. Из сходства с христианством тут только возвращение к жизни. В христианстве воскресение Иисуса Христа имеет уникальное значение, так как оно связано с искуплением грехов человечества и общим воскресением всех людей в будущем. В отличие от мифов, где боги могут умирать и воскресать, христианское учение подчеркивает единственность и божественность Иисуса как Сына Божьего, который умирает за грехи людей и воскресает для их спасения.
С творчеством этого автора я не знаком, но будьте осторожны. Если он развивает собственную языческую философию под видом науки, читать труды его неполезно.
Читать книги Георгия Гачева нежелательно, так как его мысли о «спокойном исчезании» и «заимствовании» христианских сюжетов противоречат чистому православному учению. Спасение и полнота жизни — во Христе, а не в растворении во вселенной.
Языческие мифы о «воскресающих» богах — лишь бесовские подделки и искаженные предчувствия Истины, которая открылась в Боговоплощении.
Утверждения о том, что христианство возникло как синтез языческой мифологии, преувеличено и не имеет никаких твердых оснований. Какие-то сюжеты, безусловно, похожи, но они возникают из общечеловеческого предания. Остальные параллели - надуманны и преувеличены, при большом желании их можно найти в любом историческом сюжете. Так, например, и поступил Ж.-Б. Перес, написав остроумную брошюру «Почему Наполеона никогда не существовало». Чтобы изучить подробнее вопрос, можете почитать историю «мифологической теории происхождения христианства». Посмотрите также похожий вопрос.
Исходя из вышеизложенного, я бы не рекомендовал книги указанного автора к прочтению.
Спасибо большое, что огородили меня от зла! Я еще тогда, когда читала эту книгу, почевствовала какой-то зло по отношению к Богу, что-то было очень искажено.
Скажите, пожалуйста, что мне делать с этими книгами?