8 Ответов
Это невозможно. Ведь Сам Христос, как Бог, был соавтором Ветхого Завета и исполнил его пророчества в Своей земной жизни.
Не думайте, что Я пришел нарушить закон или Пророков, не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все (Мф.5:17-18).
Кто-то даже считал, что в словах Христа около 10% составляют цитаты из Ветхого Завета. И сами иудеи свидетельствовали:
И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись?
(Ин.7:15)
Спаситель обличал современников в незнании ни «Писаний, ни силы Божьей» (Мф.22:29).
И, в заключение, вспомним слова Христа:
«Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин.5:39).
Для христиан Библия целостна. Только еретики, в частности, маркиониты, отрицали Ветхий Завет.
О маркионитах тут.
В Новом Завете Господь Иисус и Апостолы постоянно ссылаются на Ветхий Завет как на слово Божие. То есть если мы верим Новому Завету, то неизбежно принимаем и Ветхий. Другое дело, что в Библии воля Божия раскрывается постепенно, по мере готовности людей ее вместить, Бог обращается к грешными людям с греховными обычаями - и с великим терпением ведет их к вершине Его Откровения - Боговоплощению в Иисусе Христе. Поэтому многое в Ветхом Завете отражает условия времени и места, многие его герои являются грешными людьми, живущими в грешном окружении - но Бог принимает их, потому что несмотря на все это, они отзываются на Его зов.
Ветхий Завет становится понятен, когда мы видим его в контексте Божиего замысла о спасении мира в Господе нашем Иисусе Христе.
В древности был особый тип еретиков - гностики. Они пытались чтить Христа и Новый Завет, как пришедших спасти мир от греха. Но отвергали Бога Отца и Ветхий Завет, как создателей зла, против которых выступил Христос. Ветхий Завет они не признавали Богодухновенным, считая, что эта книга обосновывает зло от Бога, и противится приходу Христа, в подтверждение чего, ссылались на гонения христиан со стороны иудеев-фарисеев.
Секта была живучей, своей простотой приносила хорошие доходы её руководителям. В то же время, православным пришлось ни мало потрудиться, чтоб изжить её из Церкви. Большой вклад в эту работу принёс Ириней Лионский своим трактатом "Против ересей".
Нам же не следует наступать на ржавые грабли, и возвращаться к отрицанию Ветхого Завета.
Странная формулировка в вопросе: "верить в Новый Завет, но не верить в Ветхий". Верить можно в Бога, а не в часть Библии...
Если же ставить вопрос таким образом: могут ли христиане считать Писанием только Новый Завет, а Ветхий Завет - игнорировать, то здесь ответ однозначно отрицательный. Во всех списках священных книг, которые были утверждены Поместными соборами и отцами Древней Церкви, Ветхий Завет присутствует обязательно наравне с Новым.
И еще могу рекомендовать параграф из моей книги "Необходимость изучения Ветхого Завета".
Нет, нельзя, тогда он перестанет быть христианином. В символе веры каждый православный христианин исповедует, что верит в Духа Святого, говорившего через пророков.
Верить следует в Бога, о котором свидетельствует Его Слово - Священное Писание Ветхого и Нового Завета. Заметьте, здесь традиционно не говорится "Заветов", чтобы подчеркнуть их единство.
Конечно, Ветхий Завет - это тень будущих благ (Евр.10:1) и детоводитель ко Христу (Гал.3:24), однако он сохраняет для нас свою актуальность в области нравственности, именно из него мы узнаем одно из главных руководств к богоугодной жизни - 10 заповедей. Об отношении христианства к ним можно почитать, например, в Православном исповедании.