В стрессовой ситуации я дал обет Богу, но сразу же опомнился и понял, что для меня будет тяжело выполнить этот обет, и начал говорить Господу, что не хочу давать такой обет, и просил о его отмене. Можно ли считать это обетом и нужно ли его выполнять? Ведь когда человек даёт обет, он осознанно это делает и стремится выполнить то, что он пообещал, а я сразу попросил Господа об отмене обета.
4 Ответа
Если Вы дали обет избавиться от какого-либо греха, а потом, испугались трудностей, то это является малодушием и лучше такой обет исполнить.
Если Вы по-неосторожности взяли обет о каком-то серьёзном подвиге, например, молиться на камне целый год, вкушать только просфорку и стакан воды и т.п., то следует раскаяться в неразумии и очиститься от греха в Таинстве Покаяния.
Обет в смысле клятвы? Письменно или устно? При свидетелях или без? В Церкви или вне? С благословения духовника или священника или без?
В любом случае мне представляется, что надо стараться избегать подобных ситуаций и не давать никаких клятв, тем более тех, которые мы не можем выполнить и делать всё в евангельской простоте послушно Господу:
"Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого" (Мф.5:33-37).
"Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: «да, да» и «нет, нет», дабы вам не подпасть осуждению" (Иак.5:12).
Для лучшего понимания советую также прочесть собранные в книге проф. А. П. Лопухина толкования этого отрывка, частное письмо святителя Николая Сербского и статью А. М. Копировского.
В общем, всё зависит от серьёзности Вашего обещания и ситуации, если она несерьёзна, если Ваше обещание проходило устно, без благословения духовника, вне Церкви и без присутствия священника мне представляется это можно рассматривать как ложное обещание, в котором необходимо покаяться на следующей Исповеди и не быть легкомысленным в следующий раз.
Если же это что-то серьёзное рекомендую письменно обратиться к Вашему правящему епископу с объяснением ситуации и прошением о снятии Вашего обета.
В любом случае, рекомендую посоветоваться с опытным священником рассказав ему конкретные обстоятельства Вашего дела.
От исполнения обета Богу можно отказаться и в том случае, если он (например, по неразумию, по незнанию, по неопытности и т. п.), направлен на нечто греховное (ср.: обет Иеффая: (Суд.11:30-31; 34-35)). В любом случае самовольное взятие обета и последующий самовольный отказ от его исполнения - действо, требующее покаяния.
Прп. Анастасий Синаит отвечает на этот вопрос так:
«Прежде всего следует осознать собственную немощь и жалкость, поскольку взялся за дело и не осуществил его. Затем в «Евхологионе» есть молитва на сей счет, произносимая иереем, который освобождает того, кто взял на себя [столь непосильное для него] обязательство. Ведь иереи имеют от Бога право вязать и разрешать как на земле, так и на небе (см. Мф. 18:18).Также [следует знать, что] если человек поклялся совершить какое-либо зло вопреки заповеди Божией, то он освобождается [от этой клятвы] собственным покаянием и молитвой иерея. Ведь и [апостол] Петр поклялся (считая это правильным), что Христос не умоет ног его, но, познав, что он плохо решил, сразу же был освобожден [Господом] от этой клятвы (см. Ин. 13:8). Наоборот, Ирод, решив поступить злодейски [с Иоанном Предтечей] и поклявшись Иродиаде, остался верен своей клятве и погиб. Поэтому плохо связывать себя как благими, так и дурными обязательствами, ибо где узы, там и преступление, как это произошло с Адамом» (Вопросы и ответы, 103).