Здравствуйте. Сегодня у меня умер член семьи. Все плачут целый день. Я сказал, что слезы мёртвым не нужны и никакого смысла плакать нет. За усопших нужно молиться. Ведь умирает человек, а душа живёт вечно. И все мы рано или поздно покинем этот мир. Лучше вспомнить человека хорошим словом, чем напрасно лить слёзы. Все очень осуждающе на меня посмотрели. У меня такой вопрос: моё высказывание было верным, или я совсем не прав? И как православие относится к гореванию и тоске по умершим?
5 Ответов
См. Траур.
Всё хорошо в меру. Слезы не должны заслонять молитву. Смерть - это неестественно, и Христос прослезился у гроба Лазаря.
Можно плакать. Это естественное чувство от потери близкого человека. Ваше высказывание неправильно и некорректно. Другое дело, что если кто-то рыдает целыми днями, бьётся головой об стену или требует положить его вместе с умершим в гроб. Это не по христиански и разрушительно для самого человека, и такому человеку можно попытаться внушить, что толку от такого сверхгоревания по умершему не будет и силы надо направить не на разрушающее человека горевание, а на молитву и добрые дела об усопшем и мольбы о том, чтобы Бог дал утешение в скорби.
Важно подчеркнуть, что такое несоразмерное горевание часто следствие неверия в Бога и вечность человека, поэтому в церковных книгах часто можно найти проповеди против оного. Но против разумной скорби по покойному никто в Церкви не возражает.
Если люди плачут от искреннего огорчения, то это достаточно естественно. Как можно заставить человека не горевать, если ему действительно тяжело? Главное - себя не изводить, вспомнить о милости Божией, вовремя остановиться и продолжать жить дальше.
Но какой-нибудь ритуальный плач является нелепостью.
С уважением,
Можно, но умеренно. Старайтесь не предаваться печали черезмерно.
"Сын мой! над умершим пролей слезы и, как бы подвергшийся жестокому несчастию, начни плач; прилично облеки тело его и не пренебреги погребением его;горький да будет плач и рыдание теплое, и продолжи сетование о нем, по достоинству его, день или два, для избежания осуждения, и тогда утешься от печали,ибо от печали бывает смерть, и печаль сердечная истощит силу".
(Сир. 38:16-18).
Помоги Вам Бог пережить смерть близкого!
«Касательно родных, – замечает по этому поводу свт. Феофан Затворник, – надо не скорбеть, подобно неимущим упования, хотя и нельзя быть равнодушным». Скорбеть об умерших и оплакивать разлуку свою с ними – дело естественное. И слово Божие не возбраняет плача по усопшим, умеряемого духом веры (Сир.38:16–23. Ср. Ин. гл. 14), напротив, представляет пример сетования даже праведников над своими близкими покойниками (Быт.23:2; 5:1–3:10). Сам Иисус Христос отдавал дань этой скорби и проливал слезы, и евангелист свидетельствует, что Он плакал у гроба друга Своего Лазаря, и не осуждал ни скорби Марии, сестры его, когда она плакала о брате своем (Ин.11:33–36), ни печали Марии Магдалины, когда она в пасхальное утро стояла у гроба своего Учителя и плакала (Ин.20:11, 15). При погребении Стефана, первого христианского мученика, «мужи благоговейные сделали великий плач по нем» (Деян.8:2).
Но мы не должны «скорбеть, как прочие не имеющие надежды» на вечную жизнь (1 Фес.4:13). «Я не запрещаю печали, – говорил св. Иоанн Златоуст, – но запрещаю только чрезмерность скорби». «Будем плакать, – говорил он, – но без нарушения благопристойности, как-то не будем рвать себе волос, обнажать рук, терзать лицо, надевать черные одежды, а только будем в душе тихо проливать слезы... Сии слезы – следствие нежной любви, а те, происходят от безумной страсти».