4 Ответа
В книге «Скрижаль», одобренной Московским собором 1656 г. и Большим Московским собором, о проскомидийном поминовении приводятся слова свт. Симеона Солунского: «В этом божественном образе и действии священной проскомидии мы видим некоторым образом Самого Иисуса, созерцаем и всю единую Церковь Его. В средоточии всего видим Его, истинный Свет, вечную жизнь, Им же стяжанную, освящаемую и хранимую, ибо Сам Он присутствует в образе хлеба, полагаемого в середине. Частицей же с правой стороны изображается Матерь Его, а с левой – святые и Ангелы, и внизу – благочестивое собрание всех уверовавших в Него. Здесь – великая тайна: Бог посреди людей и Бог посреди богов, получивших обожение от истинного Бога – по естеству, воплотившегося ради них. Здесь – будущее Царство и откровение вечной жизни. Бог бывает зрим и приемлем нами!
Не подобает нам приносить частицы за еретиков или поминать их. Здесь нет места неверным и еретикам. "Что общего у света с тьмою?" Сказано, что "Ангелы возьмут злых от среды праведных". Поэтому иерей вообще не должен приносить просфору или частицу ни за инославного, ни за тех, кто явно и нераскаянно грешит. Потому что приношение служит им к осуждению, как [в осуждение служит] и причащение тем, которые без покаяния причащаются страшных Таин, как сказал божественный Павел» (Скрижаль. Акты соборов 1654, 1655, 1656 годов. СПб., 2013. С. 93).
Таким образом, проскомидийное поминовение таких людей, которые не являются реальными членами Церкви, невозможно и только вредит им же самим. По словам прп. Паисия Величковского, "об умерших без покаяния и в противлении Святой Церкви никак не следует совершать церковное поминовение. Дерзающий совершать о таковых поминовение воздаст за это страшный ответ пред Христом Богом в день Страшного Суда Его".