6 Ответов
Здравствуйте! Конечно, можете. Духовное образование и выбор священства разные вещи. В Церкви, особенно в синодальных структурах, работает много мирян с семинарским образованием, но без священного сана. Иногда люди впоследствии принимают сан, иногда нет. Но Вы должны учитывать, что в некоторых семинариях можно столкнуться с давлением и уговорами по этому вопросу, особенно в молодые годы: быстрее женись, принимай сан, не примишь не дадим диплом на руки и т.д.
Вообще, священство очень ответственный шаг.
В древности монахи бегали от священства. Предполагают, что первым монахом-священником стал Савва Освященныйв 5 веке, о чем говорит прозвище.
Знание о служении, которое дают в семинарии, не приводит к качеству службы.
Я знаю случай, когда молодой батюшка не зная основ веры пропал, был выведен за штат, семья распалась, а жизнь сломана. И всё потому, что никто в его семье не понял, что батюшка это далеко не работа по найму.
Но знаю молодого человека, который убежал в семинарию в жажде быть с Богом, отвергнув предложение родителей о хорошей светской карьере.
Считаю, что некое духовное разумение о предстоящей службе Богу должно идти впереди рукоположения.
В любом случае это добровольный шаг, если не готовы внутренне, не подавайте заявлений, можете стать преподавателем, или еще что. Но само семинарское образование поможет дать со временем правильный ответ на вопрос о необходимости этого шага.
Не все окончившие семинарию рукополагаются во священников. Кроме сдачи экзаменов, которые подавляющее большинство сдаёт, надо ещё успеть жениться на верующей девушке-девственнице. Это важное условие, прописанное в правилах Вселенских соборов. Целибатство сейчас не поощряется, только принятие монашества. Если человек принимает монашество, тогда выбора нет - когда благословят, тогда и принимают рукоположение, за послушание. Если учащийся не принял монашество и не женился, рукополагать не станут. Но и женатый по всем правилам, может отказаться от рукоположения сам. Вот только впоследствии предложат ли ещё раз рукоположение - неизвестно. Если после семинарии работать вне Церкви - это маловероятно. Если в Церкви, то надо быть на виду у епископа и производить на него хорошее впечатление. В такой ситуации избежать тщеславия очень сложно. Возникает вопрос: зачем тогда отказываться от рукоположения после семинарии, если с тщеславием всё-равно придётся бороться? С другой стороны, если принять диаконский сан, это позволит какое-то время быть на вторых ролях, смиряться и набираться опыта служения. Это лучший выход, чем вообще отказываться от рукоположения, если в дальнейшем всё-таки планируете служить священником.
Хотя вполне допустимый вариант - в 30 лет придти на приём к епископу и сказать, что окончил семинарию, сразу не был готов, а теперь чувствую в себе силы для священнического служения. В таком случае большинство епископов благословят какое-то послушание при соборе, например, чтеца и будут присматриваться, что за человек. Если решат, что достоин, то рукоположат. Как Бог управит.
Так, что краткий ответ - можно, но не всегда это хорошо. Потом можно и не стать священником, упустив возможность.
Конечно, можно принять сан позже, и это достаточно разумный выбор. Вначале юноше надо получить духовное образование, затем послужить Церкви в качестве мирянина (например, алтарником или катехизатором), попутно жениться и обзавестись детьми, приобрести некоторый духовный и вместе общечеловеческий опыт, и лишь потом принять священство. С этой целью даже и церковные каноны требуют от рукополагаемого возраста в 25 и 30 лет.
Однако внесу нотку диссонанса в эту прекрасную картину. По моим наблюдениям, чем больше времени времени прошло после окончания семинарии, тем меньше кандидатов священства из выпускников, хотя бы и во всем благочестивых. Дело в том, что мирская жизнь засасывает, человек привыкает жить для себя и своей семьи, нередко и супруга не готова стать матушкой. Появляется какой-то внутренний страх перед хиротонией, а иногда и безразличие. Это я уж не упоминаю о тех, кто полностью поглощается суетой и даже перестает ходить в храм. Душа их перестает гореть любовью к Богу и начинает лишь тлеть, а потом сама утомляется от этого запаха тления.
Конечно, архиерей заинтересован в скорейшей хиротонии, поэтому, возможно, начнет Вас уговаривать. С годами связь с владыкой ослабевает, поэтому бывает затруднительно быстро уговорить владыку (иногда нового и незнакомого) о рукоположении. Тем более что неприлично мирянину самому искать хиротонии, инициатива должна исходить от архиерея.
Таким образом, выбор за Вами. Но, думается мне, вначале надо поступить в семинарию, достойно в ней себя показать и благополучно окончить. А сопутствующие вопросы, включая хиротонию, решать по мере поступления. Может статься, что за время обучения Вы не найдете себе супругу, тогда и говорить будет не о чем.
Конечно, можно, знаю несколько таких историй. Определённое направление со стороны начальства к этому будет, но оно минимизируется, если вы не женитесь или не примете монашеский постриг.
Вообще же, думаю, в таком случае было бы полезным получить светское образование, возможно, отслужить в армии, поработать, чтобы приобрести хотя бы небольшой жизненный опыт, и ближе к указанному возрасту поступать в духовную школу.
Пока идёт время, можно серьёзней подготовиться к этому шагу и изучить святоотеческие творения на эту тему, например, Шесть слов о священстве свт. Иоанна Златоуста и Правило пастырское свт. Григория Великого.