Достаточно часто в последнее время приходится встречать высказывание о том, что в войне нет ничего предосудительного, так как на вопрос воинов "А нам что делать?" (Лк.3:10-14) Предтеча не повелел им оставить свою службу в языческой армии и, как написала одна сестра, «не посоветовал им уйти в монастырь».
Лк.3:10 И спрашивал его народ: что же нам делать?
Лк.3:11 Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же.
Лк.3:12 Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать?
Лк.3:13 Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам.
Лк.3:14 Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.
Действительно ли так нужно понимать этот эпизод?
3 Ответа
- Святой пророк и предтеча Господень Иоанн дал свой совет применительно к определённым условиям и обстоятельствам, ещё до выхода Спасителя на проповедь. Ведь он проповедовал покаяние ещё до Крещения Господня, людям нехристианского духовно-нравственного состояния (Мф.11:11). Евфимий Зигабен: Он дает совет применительно к каждому, оставляя совершеннейшее учение Христу. Согласно толкованию блаж. Феофилакта: Ибо сии не были еще способны, не могли совершать что-нибудь доброе, а им достаточно было - не делать зла.
Именно по таким же причинам была дана заповедь «око за око, зуб за зуб» (Лев.24:20). Это была нравственная максима ветхозаветным людям своего времени. - Прежде воинов Предтеча дал ответ мытарям – служителям оккупационного режима. Обратим внимание, он не советовал им оставить свой позорный промысел. Можно это сравнить с реакцией мытаря Закхея на проповедь Христа.
- Таким образом св. Иоанн Пророк не давал нравственную оценку войнам и критериям допустимости участия в них, он учил тому, что могли вместить его слушатели.
- Не будем забывать, что воины выполняли в то время и функции полиции - контроль за общественным порядком. В.Н. Кузнецова даже считает, что: Конечно, речь идет не о римских солдатах-язычниках, но о воинах Ирода Антипы, расквартированных в Перее. Это были вспомогательные войска, которые использовались в качестве полицейских сил для поддержания порядка.
- В заключение можно вспомнить в каком веке появились монастыри - в IV.
Из ответа Иоанна Крестителя можно вывести, что воинское служение не противоречит заповедям Божьим. Однако здесь не рассматриваются частные вопросы о допустимости участия в тех или иных войнах. То, что христианским воинам не позволено участие в агрессивной войне, очевидно из заповеди Божией:
Удаляйся от неправды и не умерщвляй невинного и правого, ибо Я не оправдаю беззаконника (Исх. 23:7).
Убийство невинных не заслуживает никакого оправдания и в Слове Божием об этом сказано весьма определенно. Если же кто-нибудь скажет, что подчинённое положение воина само по себе оправдывает лишение жизни потенциально невинных, то можно ответить на это, что палачи, приводившие в исполнение смертные приговоры святым мученикам, никогда не считались оправданными из-за своего подчинённого положения.
Война - это самое отвратительное, что мог придумать человек по отношению к себе подобным. Война - это всегда зло, чем бы она не оправдывалась. Всегда ее кто-то развязывает и всегда в ней гибнут люди.
Что касается слов Иоанна Крестителя, то почему Вы решили, что они должны лечь в основу новозаветного отношения к войне? Во первых, это не слова Христа, а новозаветное учение - это учение Христа. Христос учил любви, а не войне. Во вторых, о войне там ни слова. Подставьте вместо воинов плотников или портных, и слова эти будут звучать также правильно и для них.