Здравствуйте.
Недавно узнал о таком явлении, как православный антимодернизм. На различных ресурсах, посвященных этому явлению, рассказывается, что почти все современные миссионеры и богословы являются модернистами и экуменистами.
Мой вопрос вот в чем - где неповрежденная Истина? У антимодернистов или модернистов?
Спрашиваю это потому, что есть такое мнение, что все модернисты после смерти будут в аду, потому что модернизм это не Православие, а "псевдоправославие". Насколько это все правда?
Спасибо.
6 Ответов
Здравствуйте!
Следует различать реальный модернизм (типа признания гомосексуальных союзов, отрицания Таинств, неверия в истинность Воскресения Иисуса Христа) от избавления церковного организма от "негодных и бабьих басен": "Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии" (1Тим.4:7). Кроме того, в Церкви есть Священное Предание, а есть многочисленные "предания", про которые священномученик Киприан Карфагенский метко сказал: "Обычай без истины, есть лишь застарелое заблуждение". К сожалению, в "наличной церковной действительности" подобные явления встречаются. Деятели подобные упомянутому Вами господину ведут раскольническую деятельность на основании этих "преданий" и "басен", абсолютизируя их значение для спасения.
Святой Патриарх Тихон однажды сказал очень мудрую вещь: "Православие тем и хорошо, что многое может вместить в свое глубокое русло". К сожалению, очень многие псевдоревнители искусственно делают православие "узким", записывая всех кто с ними не согласен в "еретики" и "модернисты". Но если говорить серьёзно, то православное христианство ограждают 4 ороса Вселенских соборов. И лишь тех кто не признаёт положения этих догматических определений можно считать таковыми. Всё что внутри этих догматических определений, евангельского благовестия и библейских основ веры есть область дискуссии и "частного богословского" или иного (канонического, обрядового, церковно-прикладного) мнения, а не вопрос спасения. Если, конечно, "модернист" или "антимодернист" не противопоставляет свою точку зрения мнению Церкви, как единственно верную и спасительную.
Да, модернизм - это искажение веры. Тут спору нету. Сайт "dvagrada" мне не знаком.
А касательно Романа Вершилло и его сайта, то скажу сразу, что он клеймит всю Церковь. И причем доходя до оскорблений.
Я про него и его сайт спрашивал известного священника-миссионера Георгия Максимова, отец Георгий сказал, что иногда его обвинения в модернизме ложные, а его деятельность - изливание его злобы под предлогом борьбы за веру. Если глянуть, то у него правда все модернисты, кроме него и нескольких его единомышленников.
Поэтому, я Вам советую не относиться к его творчеству серьезно, а вместо обличения модернистов заниматься спасением своей души и следовать самому православному учению неукоснительно.
Остальных будет судить Бог.
Алексей, так устроено, что неповреждённая Истина находится в Церкви.
Результаты богословских споров утверждаются собором епископов. Слава Богу епископы, как уполномоченные Церковью мессионеры, обязаны иметь духовное образование. Это даёт им возможность вступать и участвовать в спорах. Пока идёт полемика, нам мирянам, не стоит смущаться и делать выводы.
Если человек уже в Церкви, то для чего ему мессионерство? Если христианин является мессионером, то все вопросы по этому направлению он обязан решать со своим епископом, от которого имеет благословение на служение.
Модернизм — это очень плохо. Приведу здесь слова замечательного современного Богослова, архимандрита Рафаила (Карелина):
«Оккультизм и явный демонизм – вот во что вырождается модернизм на крайней точке своего последовательного развития. И это – закономерный итог стремления мира не самому измениться, преобразиться, воцерковиться, наконец, но Церковь (а вернее – то, что он строит вместо нее) изменить, переустроить в угоду своим разнообразным прихотям и страстям…»
Но при этом авторы сайта «антимодернизм» и других подобных ресурсов записывают в модернисты всех подряд, сделав критериями православия себя самих. О таких «ревнителях» тот же о. Рафаил говорит так:
«Есть особая ревность к Православию, которая идет не от любви и благодати, а от тайного горделивого желания казаться в глазах других людей, да и своих собственных, героем и защитником веры. В этом нет духа Православия, но тщательно соблюдается форма, а скорее, здесь постоянное подозрение всех в отклонении от канонов и формы. Старцы учитывали все условия жизни человека, его характер и способности. Они как бы брали его на себя образно говоря, вживляли свою артерию в его сердце и переливали в него свою кровь. И в то же время учитывали, что это сердце единственное, неповторимое, которому нужен особый подход. Старцев характеризует трезвость и вместе с духовностью житейский реализм. Они понимают, что значит наша современность, вернее, чувствуют ее. Их советы никогда не бывают абстрактными тезисами и лозунгами; они всегда предлагают возможное для человека в данных условиях, чтобы не надломить его сил. Они не требуют геройства, но воспитывают героев; они не требуют самопожертвования от других, но взращивают в них, как прекрасный цветок, ту любовь, которая готова на жертвы. Бездушное Православие — это только жесткая оболочка, в которой нет ее главного содержания — любви. Такие люди могут иметь сильную волю, даже искреннюю веру в Православие как единственно спасительное учение; но для них Православие существует прежде всего как требование, как императив; для них исчезают живые люди, а остается только своя собственная правда, не имеющая внутреннего подтверждения, поэтому они ищут этого подтверждения вовне: в уставах, сборниках правил, канонах и так далее. Возникает странный парадокс: их Православие, доказываемое канонами, становится лишенным евангельского духа.»
Искренне верьте в Бога и доверяйте Ему, боритесь с собственными грехами, а не с «глобальными угрозами», читайте Св. Писание, Св. Отцов, а из современных авторов – о. Серафима (Роуза), о. Рафаила (Карелина), о. Даниила Сысоева, о. Георгия Максимова – и никакой модернизм Вам будет не страшен.
С уважением,
В основе сохранности православно-церковных традиций, вероучения, нравоучения Церкви, лежит и не модернизм (что само собою понятно), и не радикальный антимодернизм, а здравый, трезвый консерватизм, способствующий тому, что Церковь Христова (при содействии Божественной благодати) всегда остаётся по сути такой, какой Её создал Господь. При этом консерватизм не препятствует её историческому развитию. См. об этом подробнее в статье: Препятствует ли развитию Церкви свойственный ей внутренний консерватизм?
Раз сегодня люди, представляющие Русскую Православную Церковь (иерархи, профессора академий), нередко противоречат друг другу в важных вероучительных вопросах, но при этом ни по тем, ни по другим не принимаются соответствующие ясные решения, как, например, на Вселенских Соборах, то внутри Церкви сегодня уживаются и истина, и ложь. Уживаются в церковных лавках, в прихожанах, в духовенстве, на сайтах, в телевизорах, в нас, грешных.
Можно ли в таких условиях с лёгкостью получить истинный ответ на ваши вопросы? Вы можете получить десяток ложных ответов, а можете - десяток истинных. Как повезёт. Но с большой вероятностью не повезёт, хотя бы потому, что человек удобопреклонен ко греху, а значит, и ко лжи. И если кто-то даже ответит вам истинно, то как вы отличите истину от ложного "мнения"? Поэтому и в сайтах “Два града”, “антимодернизм” и в словах других не канонизированных авторов остаётся всерьёз разбираться самостоятельно, вскрывая противоречия и находя единомыслие, отличая истину от мнений, от клеветы или наоборот, недостаточной строгости, опираясь на Писание, на Отцов, на свою совесть и Божию помощь. Бог в помощь!