Если человек часто грешит и кается в одном грехе, не является ли это лукавством перед Богом?
Скажем, если он каждый раз вроде бы волевым решением решает отказаться от греха, но через какое-то время падает, идёт грех исповедует, снова падает и снова исповедует грех.
Не является ли это само по себе грехом?
6 Ответов
Конечно, какое-то лукавство в этом будет, если человек кается без решимости оставить грех и всемерно с ним бороться, а просто как бы по привычке.
Если же человек усиленно борется со грехом, старательно исполняя заповеди Божии и подвизаясь в посте и молитве, но иногда согрешает по немощи и невнимательности, то лукавства перед Богом в этом не заметно. Здесь будет не попытка обмануть Бога, а человеческая немощь.
Условием покаяния в грехах является сожаление о содеянном и твердое намерение не повторять их в будущем. Если это условие исполнено, то греха нет. Большего Бог не требует. Однако если грех повторяется из раза в раз, это повод задуматься о том, что нужно изменить, чтобы этого не происходило. Часто бывает так, что человек не сильно то и противостоит искушению, не избегает всерьез поводов к нему. Или не просит Бога дать ему достаточно сил, чтобы не согрешить. Также стоит помнить о том, что в этой жизни мы не можем быть свободны от всех грехов в целом (только от смертных), но можем избегать каждого конкретного греха по отдельности. Грех никогда не является неизбежностью.
Это не лукавство, а реальность духовной борьбы. Лукавством было бы намеренно грешить с мыслью: «Ничего страшного, потом схожу на исповедь». Если же Вы искренне каетесь, ненавидите грех, но по немощи снова падаете — это не грех, а болезнь, которую нужно лечить.
Важно понимать, что христианская жизнь — это путь, а не одномоментное достижение святости. Представьте себе маленького ребёнка, который учится ходить. Он падает десятки раз, плачет, но снова и снова встаёт и пытается сделать шаг. Разве его падения — это лукавство? Нет, это естественный процесс обучения. Так и в духовной жизни: наши падения болезненны, но они — часть пути восхождения к Богу. Главное — не лежать во грехе, а вставать.
Само по себе сожаление о грехе, боль от падения — уже свидетельство того, что совесть жива и покаяние искренне. Священное Писание утешает нас: «семь раз упадёт праведник, и встанет» (Притч.24:16).
Поэтому не отчаивайтесь. Продолжайте бороться, прибегая к Таинствам Покаяния и Причастия. Именно в них мы черпаем благодатные силы для борьбы с грехом. Важны не столько наши падения, сколько наше искреннее желание встать и идти за Господом.
Надо разделять духовную борьбу и духовную лень. Духовная борьба предполагает победы и поражения, а лень предполагает уверение себя в том, что не может быть победы, а посему грех будет продолжаться и впредь. Так возникает привычка ко греху и он становится образом жизни. При таком положении вещей крайне трудно выкорчевать из себя грех, разорвать связь с ним, он довлеет над человеком. Поэтому важно и нужно не лениться и стараться доводить покаяние до конца, а настоящее покаяние предполагает не только признание собственной греховности и сожаление о совершенном грехе, но и приложение максимальных усилий для того, чтобы распрощаться с грехом навсегда.
Главное, чтобы человек имел твёрдую решимость побороться с грехом и предпринимал конкретные действия для его исправления. Это борьба может занимать многие годы, так что лукавства при правильном настрое здесь не будет, скорее реалии греховной человеческой природы, которая только с великим трудом поддаётся исправлению.