Добрый день!
В Священном Писании Иисус говорит:
Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного. (Иак.5:16).
Можно ли исповедоваться друзьям?
6 Ответов
Признаваться друзьям в проступках - это не исповедь, а просто рассказ. Исповедь подразумевает покаяние, т.е. раскаяние и исправление, и отпущение грехов. Друг, если только он не священник, не может отпустить грехи. Получится некая полумера - о грехах рассказал, раскаялся, но не получил отпущения. Исповедуйтесь священнику, это принято в Церкви.
Конечно можно! Только разрешить Вас от грехов они не смогут (Ин.20:23), если не имеют сана священника или епископа.
Иван, в книге проф. Н.Е. Пестова есть глава 26 "Откровение помыслов и взаимная исповедь". Также в книге И.М. Концевича глава "Откровение помыслов". В этих главах рассказывается о ежедневной исповеди помыслов, в частности, в монастырях, которую часто принимает старец, не имеющий священного сана. И от этой исповеди (это не будет Таинством Исповеди) есть все равно польза. Но одновременно во второй книге приводятся и такие слова:
Но для осуществления откровения помыслов опять-таки необходим преуспевший в духовной жизни, воспитанный по этому правилу инок. Преп. Кассиан Римлянин говорит: «Полезно открывать свои помыслы отцам, но не каким попало, а старцам духовным, имеющим рассуждение, старцам не по телесному возрасту и сединам. Многие, увлекшись наружным видом старости и высказав свои помышления, вместо врачевства получили вред от неопытности слышащих», ибо «далеко не всякий может понести помыслы» (Варс. и Иоан.). Ефрем Сирин предупреждает: «Если еще не сильно распален ты Духом Святым, то не желай выслушивать чужие помыслы. Выслушивающий исповедь, должен ярко гореть огнем благодати, чтобы этот огонь попалял в его душе скверну чужих помыслов и страстей, чтобы при руководстве благодать и исповедь не разрывала, а сильнее закрепляла цепь нравственных отношений между ним и кающимся. Старец, призванный к совершению исповеди, «судит по Духу Божию, Который на нем». «Отче, поведай, что внушит тебе благодать Всесвятого Духа и уврачуй мою душу» (Палест. Патер.), с такими словами обращается к подвижнику инок, принесший ему исповедь. Благодать Св. Духа и была именно той силой, которая сообщала внутреннее полномочие старцу на принятие им исповеди помыслов и врачевания их.
Т.е. если принимающий исповедь не имеет достаточной благодати, то от исповеди ему может быть вред (обоим).
Прп. Беда Достопочтенный так комментирует этот текст:
Мы должны исповедовать друг другу повседневные, нетяжелые грехи, веруя, что их исцелит наша повседневная молитва друг за друга. Но если мы согрешили более серьезно, то нам стоит, следуя закону, показать нашу язву священнику и понести работу исцеления, такую и так долго, как он скажет.
Конечно, речь идёт не о любых людях, а о глубоко верующих.