3 Ответа
Испытывать печаль и боль, когда Вам грустно и больно, это совершенно нормально и естественно. Смысл христианства не в том, чтобы стать бесчувственным человеком, ведь и Спасителю нашему было больно, страшно и грустно перед страданиями и смертью.
Епископ Петр (Екатериновский) пишет:
Для добродетели терпения не требуется, чтобы мы вовсе не чувствовали скорби в несчастии; это и невозможно; это значило бы истребить в душе самую способность чувствующую, что совершенно противно намерению Творца, а нужно только укрощать это чувство, умерять его едкость, чтобы оно не расстраивало деятельности прочих способностей душевных, чтобы не дойти до уныния и отчаяния. Потому слезы, стоны, жалобные восклицания и другие выражения скорби не только не ниспровергают терпения и не противны ему, но чаще еще уменьшают скорбь, облегчают стесненное ею сердце, и мы легче переносим тяготеющее над нами несчастие. Сам Спаситель плакал о несчастии других (см. Лк.19:41–43; Ин. 11:35) и при наступлении страданий в саду Гефсиманском скорбел и тужил (см. Мф.26:37).
Во всем должна быть умеренность, включая скорбь, иначе человек может погрузиться в нее с головой и навредить себе. Также должна присутствовать надежда на Бога. Что касается ропота, то это не про признание своей боли и скорбь, а про осознанный выбор хулить Господа в ситуации скорби. Человеку разрешено жаловаться Богу, задавать вопросы, как мы видим, например, в псалмах или в книге Иова, но не хулить Его.
Принимать скорби с радостью способны только люди, близкие к духовному совершенству, то есть к состоянию святости. Не быть совершенным — это еще не грех, если при этом человек расценивает святость не в качестве чего-то ненужного, а видит в ней для себя духовный образец.
Каяться в том, о чём вы пишете, не надо. Но если вы осознанно культивируете в себе досаду и отчаяние, получая от этого своего извращенное психологическое удовольствие, то это уже грех.
С уважением,
«Ропот на посланную скорбь, ропот на Бога, пославшего скорбь, уничтожает божественную цель скорби: лишает спасения, подвергает вечной муке». «Ропот и негодование при скорбях и напастях есть отречение от креста».
«Старайся в болезни благодушествовать и благодарить милосердие Божие за невольное вразумление. И опять, более всего в болезненном положении остерегайся ропотливого расположения духа».
Преподобный Амвросий Оптинский