2 Ответа
В Пятикнижии загадочное предписание не вари козленка в молоке матери его встречается трижды (Исх. 23:19; 34:26; Втор. 14:21). При этом контекст во всех трех случаях различен: в обоих фрагментах Книги Исход данное предписание перечисляется наряду с законами, имеющими отношение к праздникам (причем в Исх. 23:19 оно относится к празднику Кущей, а в Исх. 34:26 связывается с принесением первых плодов), тогда как во Втор. 14:21 завершает раздел, посвященный чистой и нечистой пище. Так что попытки определить его смысл на основании контекста не позволяют прийти к однозначным выводам. Было предложено несколько толкований этого таинственного запрета.
- Иудейская традиция основываясь на присутствии этого предписания во Второзаконии среди пищевых правил, восприняла его как запрещение употреблять одновременно мясную и молочную пищу. В ортодоксальном иудаизме практическое исполнение этого закона вылилось в следующее требование: мясо разрешается вкушать не менее чем через два часа после употребления молока, тогда как молоко – через шесть часов после вкушения мяса. Кроме того, для мясной и молочной пищи используется разная посуда, которая должна храниться в разных шкафах. Однако такое толкование отражает фарисейский подход к тексту Священного Писания и при объективном рассмотрении вряд ли может быть выведено из указанной короткой фразы.
- Иудейский средневековый комментатор Маймонид предположил, что варение козленка в молоке – хананейская практика и потому библейский запрет на это действие фактически означал невозможность участия в языческих церемониях. В принципе, Маймонид как рационалист многие неясные библейские предписания объяснял антиязыческими мотивами. Находки в 1920-е годы, когда был раскопан город Угарит и найден текст «Рождение богов», вроде бы подтвердили догадку Маймонида: в этом тексте среди магических ритуалов хананеев описывается варение козленка в молоке. Правда, там не уточняется, чье это молоко - матери этого козленка или другой козы.. Так что эта версия жизнеспособна, если в тексте заповеди делать акцент на слове "молоко", а не на местоимении "его"; в то же время употребление данного местоимения гипотеза не объясняет. Тем не менее, это объяснение пользуется широкой популярностью.
- Данное требование возникло как следствие необходимости гуманно относиться к животным и отражает ту идею, что мать не должна принимать никакого, даже косвенного участия в гибели своего потомства. Это предписание можно соотнести с запретами брать птицу вместе с птенцами (Втор. 22:6–7) и закалывать в один день животное и его мать (Лев. 22:28).
Это был древний языческий обычай. Бог заботился, чтобы еврейский народ не перенял его.
Запрещая варить козленка в молоке его матери, Бог запрещает принимать участие в языческом ритуале, который был связан с культом плодородия и поклонением богине Астарте.
Подробнее: Тайны Библии: Не вари козленка в молоке матери его.