3 Ответа
Грехи бывают вольные и невольные, словом, делом и помышлением. Вполне возможна ситуация, когда человек совершает грех, но не осознает его как нарушение воли Божией. И лишь впоследствии понимает, что согрешил.
Во всяком случае, неосознанный грех также подлежит наказанию.
Поэтому очень важно как можно чаще читать Евангелие и вообще Новый Завет, стараясь исполнять написанное, чтобы сделать свою совесть более чуткой. Большую помощь в этом подают также церковные таинства - исповедь и причастие. Через них благодать Божия непосредственно действует на наше сердце.
Если человек имеет возможность знать закон Божий, но по своему нерадению не знает и нарушает, то он все равно согрешает, хотя его вина и может быть расценена как меньшая в сравнении с виной человека, хорошо знающего нравственный закон, но нарушающего его. Об этом Спаситель говорил так:
Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много. А который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше (Лк.12:47–48).
При этом никто не имеет права оставаться в неведении принципов морального закона, вписанных в совесть каждого человека.
Намеренное уклонение от обязанности знать моральную норму из-за желания свободно грешить, напротив, увеличивает виновность человека. Свт. Феофан Затворник поясняет:
Так как у него нет любви к добру, то он хотя бы и узнал его, вероятно, не сделал бы; он и не узнает его по сей нелюбви или постоянному нехотению добродетели. Такой в два раза грешит: и в том, что не знает и не узнает, и в тех делах, кои творит по сему незнанию. В нехотении узнать долг лежит тайное хотение противного.
Другое дело, когда человек стремится изучать Божий закон и жить в соответствии с ним, но не знает чего-то не в силу нежелания знать, а по иным причинам и нарушает какую-то норму. Тогда грех может быть и не вменен человеку, соответственно и не подлежит наказанию.
«Не думай ни о каком грехе, что он маловажен: всякий грех есть нарушение закона Божия, противодействие воле Божией, попрание совести»
«Грех, быв понят душою, возненавидим бывает ею, как зверь зловоннейший; непонятый же, он бывает и любим непонимающим его, и, порабощая любителя своего, держит его в плену у себя»
Преподобный Антоний Великий
Спасибо,все очень понятно.