4 Ответа
В этой книге излагается классическое реформатское (кальвинское) богословие. Т.е. это протестантизм. Вот яркий пример - учения о 1) двойном предопределении Богом одних к погибели, а других ко спасению (даже с элементами полемики против православного учения), и 2) об абсолютной духовной мертвости грешников:
Предопределение – слово, которое часто используется для обозначения того обстоятельства, что Бог заранее назначает все события мировой истории: прошлые, настоящие и будущие. И такое употребление этого слова вполне допустимо. Однако в Писании и классической теологии слово «предопределение» имеет более конкретное значение – как Божие решение, принятое в вечности до сотворения мира и касающееся конечной участи каждого индивидуума. Фактически Новый Завет говорит о предопределении, или избрании (что одно и то же), только как о выборе Богом отдельных грешников для спасения и вечной жизни (Рим 8:29; Еф 1:4–5:11). Писание также свидетельствует, что Бог заранее определяет и судьбу тех, кто в конечном счете не будет спасен (Рим 9:6–29; 1Пет 2:8; Иуд 1:4), поэтому реформатское богословие трактует Божие предопределение как включающее и Его решение спасти некоторых людей от греха (избрание), и Его решение осудить остальных за их грех (осуждение).
Иногда утверждают, что Бог избрал отдельных индивидуумов для спасения на основании предвидения того, что они изберут Христа как своего Спасителя. Такое понимание предвидения означает пассивное отношение Бога к тому, что люди собираются сделать, без предопределения Им этого действия.
Однако «предузнать» в Рим 8:29; 11:2 (ср. 1Пет 1:20) означает «предвозлюбить» и «предназначить». Здесь не идет речь о предсказании сторонним наблюдателем того, что должно произойти далее (Быт 18:19).
Поскольку все люди по природе мертвы во грехе, т.е. отстранены от Бога и невосприимчивы к Его призывам, то ни один человек, слушающий Евангелие, не способен прийти к покаянию и вере без внутреннего одухотворения, которое может дать только Бог (Еф 2:4–10). Иисус сказал «Никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего» (Ин 6:65 ср. Ин 6:44; 10:25–28). Грешники избирают Христа только потому, что Бог избрал их для этого выбора и побудил их к этому через обновление их сердец.
Не зная православного богословия и экзегетики, Вы легко сможете увлечься этими ложными учениями и толкованиями. Поэтому советую Вам для начала взять безупречный православный источник. Лишь через какое-то длительное время, после утверждения в вере, можно в целях полемики по необходимости (а не ради любопытства!) обращаться и к врагам Церкви.
С чего именно Вам стоит начать, зависит от Ваших целей. Но об этом в вопросе не было сказано.
Надо понимать, что у них и у нас разная методика комментирования. У них — научно-богословское, т.е. основанное на историко-филологическом методе толкования Писания плюс прикладные азы протестантского богословия. У наших святых отцов — все четыре метода толкования, причем с разными акцентами в зависимости от конкретного автора. Поэтому той же степени краткости добиться не только невозможно, но и вредно, т.к. это неизбежно приведет к искажению глубины текста Библии.
Советую не пожалеть времени почитать толкования на Новый Завет блж. Феофилакта Болгарского https://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-matfeja/. На мой взгляд, у него оптимальное сочетание всех четырех методов экзегезы. Местами Вы не сможете понять его мысль, т.к. простое прочтение без знания отеческой аскетической терминологии и практики неизбежно смажет силу слов блаженного отца. Но даже в таком виде духовная польза будет несомненной.
Спасибо
Вы, по сути, спрашиваете: можно ли православному учиться по протестантскому учебнику веры? Ответ может быть только однозначным - нет. Стоя на берегу широкой, чистой, красивой реки, Вы собрались черпать из какого-то мутного источника.
Для изучения Библии есть множество сочинений православных авторов. Например: "Беседы на Евангелие от Марка" - епископ Василий Кинешемский, "Толковая Библия Ветхого и Нового Завета" - профессор Александр Павлович Лопухин, святитель Феофан Затворник, святой Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский, Святитель Иоанн Златоуст и другие.
спасибо
Не стоит читать протестантские комментарии, если Вы не разбираетесь в богословии. Наиболее близким аналогом к этому у нас можно назвать Толковую Библию под редакцией А. П. Лопухина.
Спасибо
Препятствий не будет, если вы сможете различить богословские и историко-культурные аспекты. Первые могут быть не согласны с Православием, вторые вполне могут быть познавательными и полезными для погружения в контекст Священного Писания.
спасибо
Спасибо. Привлекла в первую очередь краткостью комментариев. Есть что то подобное у нас?