Здравствуйте! Я от исповеди до исповеди пишу себе грехи в заметки в телефон сразу как замечаю или вспоминаю что-то. Но когда сажусь именно а вечер перед исповедью записывать, я вообще не помню о чем шла речь в том, что я записала. Плюс я только недавно начала более менее воцерковляться и часто всплывают воспоминания о прошлой жизни. Знаю, что исповедовала уже на генеральной исповеди за всю жизнь минимум 2 раза большинство грехов. Уловную травлю в школе, например, но помимо самого факта, что это было, периодически вспоминаются отдельные случаи, и я не помню подразумевала ли я их, когда уже это исповедовала или нет. Таким образом, я каждую исповедь проговариваю кучу всего из прошлого, в чем уже каялась, но не помню был ли тогда подразумеваем мною этот конкретный случай. Смущаюсь от того, что возможно, превращаю исповедь в рассказ об обрывках воспоминаний, но и не исповедовать это, если вспомнилось, наверное, тоже нельзя, грех же был в этой ситуации. Что-то я не записываю сразу и воспоминания вновь исчезают буквально за минуты, вот и думаю, надо ли так скурпулезно все это ловить или если бы это было что-то 100% важное оно бы просто так не забылось, как с одним грехом, который я много раз откладывала и не исповедовала, так же по записям не понимая его сути, но как назвала, вспоминаться перестал. Каша в голове каждый раз, боюсь забыть что-то и при этом сказать лишнего, все таки это Таинство, небрежно тоже нельзя «может было, может не было». Надо ли мне при написании исповеди выписывать из заметок, то что я чётко понимаю и осознаю, а остальное оставить на милость Бога, что Он даст мне еще это осознать и вспомнить или писать все до мелочей, даже порой не помня сути?
2 Ответа
Я придерживаюсь такого подхода, что у нас нет задачи исповедовать буквально все, и на всякий случай, что-то еще. Да, если у человека есть смертные грехи, он обязан их исповедовать (но у человека, стремящегося жить христианской жизнью, их наличие - исключение, а не правило). Если они есть, их вряд ли можно забыть или не заметить. Что касается прочих грехов, то нужно понимать, что Таинство Покаяния очищает все грехи, а не только названные (при условии, что мы не утаиваем намеренно смертные грехи), главное, чтобы был покаянный настрой. Более того, грехи прощаются не только в рамках исповеди, но и посредством молитвы, совершения добрых дел. Поэтому в этой замороченности как бы чего не забыть, мне лично видится не покаяние, а скорее формальный отчет, где нужно максимально точно и полно все назвать, чтобы не наказали. Я бы посоветовал сосредоточиться на главном, помня о том, что прощаются все грехи и не приписывая что-то «на всякий случай». Это позволит более серьезно и качественно подходить к исповеди. А обыденные грехи Вы можете исповедовать Богу каждый вечер.
Если речь идет о прошлом грехе, который часто повторялся, то общего покаяния достаточно. Например, Вы каялись в том, что обижали разных людей. А потом вспомнили, что обижали такую-то и такую-то одноклассницу. Если речь не идет о каких-то чрезвычайных ситуациях (например, с Вашей стороны это сопровождалось избиением или подлостью и т.п.), то при воспоминании об этом грехе немедленно от всей души помолитесь Богу (даже если уже озвучивали грех на исповеди), а на исповеди нет нужды его повторять. Но если Вы каялись вообще в обидах, однако вспомнили, что сильно оскорбили собственную бабушку (а это не рядовой случай), то об этом нужно и немедленно покаяться в сердце, и затем на исповеди.
Если же речь идет о недавно совершенном грехе (после последней исповеди), то в нем нужно принести покаяние и немедленно, и вечером при воспоминании о прошедшем дне, и затем на исповеди. Но однотипные грехи опять-таки стоит соединять в общем виде (например, обижала разных людей, осуждала и т.п.).
Во всяком случае, старайтесь немедленно при осознании своего греха покаяться в сердце Богу и попросить у Него прощение. Важно также научиться выделять вечером время для обдумывания прошедшего дня и покаяния.
Спаси Бог за ответ. Буду стараться следовать вашим советам