3 Ответа
Сам по себе отказ приложиться к иконе к отлучению от Церкви не ведёт. Под церковное отлучение подпадают лишь те, кто принципиально отвергает святые изображения, считая их идолами.
VII Вселенский Собор действительно осудил иконоборчество как ересь. Однако важно понимать разницу между ересью (искажением веры) и личным поведением. Православные христиане почитают не доску и краски, а Личность, изображенную на них. Так как честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу.
Целование — это естественный жест любви. Если Вы не целуете икону из-за пока ещё не преодоленного смущения, но чтите Христа и святых в сердце — вы не под анафемой.
Смотря какими причинами продиктован такого рода отказ. Если какими-то личными соображениями, не имеющими отношения к вероучению, то такие случаи должны отдельно рассматриваться духовниками. Если же некто принципиально гнушается икон из религиозно-идеологических соображений, то такой человек по факту не является православным христианином, и сам себя отлучил от Церкви в силу несовместимости своих воззрений с её учением.
С уважением,
Очень важна причина, по которой человек отказывается целовать икону. Если человек серьезно болен, например лейкемией или онкологией, и проходит лечение, которое очень сильно бьет по иммунной системе, то ему будет противопоказано приложиться губами к иконе наряду с другими людьми из опасности заразиться и умереть. Такого человека можно понять и ему можно посоветовать приложиться к иконе, например, лбом, а не губами, или даже рукой. А вот если человек принципиально не приемлет целование икон как естественный жест иконопочитания, то возникает масса вопросов к нему как к православному.