4 Ответа
Почитайте "Слово о смерти" свт. Игнатия (Брянчанинова). Там подробно описаны источники, а также показано, что это общецерковное учение.
Т.н. 3-я книга Ездры является апокрифом, который по какому-то недоразумению, печатается в некоторых изданиях русской Библии (в греческой его нет).
Что касается обычая сугубо поминать усопших через определенные периоды после смерти, то он весьма древний. Митрополит Макарий (Булгаков) пишет, что
объяснение этого обычая находим у немногих, хотя неодинаковое, впрочем, вообще согласное с духом благочестия. Так в книге Постановлений апостольских читаем: "Третий день по кончине умерших должно проводить в псалмопениях, чтениях и молитвах ради Того, кто в третий день воскрес из мертвых; девятый – в воспоминание живых и умерших; сороковой – по древнему примеру; ибо столько дней народ оплакивал Моисея; наконец, день годичный – в память самого умершего". У св. Макария Александрийского говорится, что в продолжение сорока дней душа умершего странствует по мытарствам, и поминовение еe в третий, девятый и сороковой день соответствует возношениям ее ангелами в эти именно дни на поклонение небесному Судии, который, наконец, в сороковой день определяет ей известную участь до последнего суда. Евстратий, константинопольский пресвитер и Филипп пустынник излагают следующее объяснение: в третий день творится первое торжественное поминовение усопшего в соответствие тому, что в третий день воскрес Христос и в первый раз явился ученикам своим; в девятый день творится такое же поминовение, – так как чрез восемь дней в девятый после воскресения Господь вторично явился ученикам своим; наконец, в сороковой день совершается последнее такое же поминовение потому, что в сороковой день Господь в последний раз явился Апостолам и вознесся на небеса. Писатели последующего времени представили и другие благочестивые объяснения этого древнего обычая Церкви.
Мне рассказывал об этом священник. О том, что когда человек умирает телом, то он первые два дня все еще находиться на земле, на 3-ий день приходит ко престолу Божьему в первый раз, далее в течении семи дней ему показывают рай, на 9-ый день приходит к Богу второй раз, далее человеку показывают ад и на 40-ый день человек приходит к Богу на частный суд. В течении этих дней человек вспоминает всю свою жизнь, все свои добрые и злые дела.
На этом суде человек уже не может сказать ни слова в свою защиту, поскольку своей земной жизнью он уже показал, чего он желает и как хочет жить. А ангелы и демоны лишь "помогают вспомнить" то, что человек совершил в жизни, чтобы человек осознал себя, каков он на самом деле.
Вспомните, как написано в Покаянном Каноне:
дела наши осудят нас
В этом проявляется свобода человеческой воли и Божественная справедливость. А то, что показывают о местах в раю и аду — для человека, внимательно читавшего Библию это не будет откровением.
Но следует вспомнить о самом важном. О милосердии Божьем и о прощении. Ибо если бы Бог был справедлив, но не милосерд, то никто бы в рай и не вошел. А Бог справедлив и милосерд настолько, что капля Божественной справедливости тонет в море Божественного милосердия. И когда человек, раскаивается в своих злых делах, то Бог прощает человеку, если человек простих других людей.
Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. (Мф.6:14-15)
Пожалуйста, прочтите 18 главу Евангелие от Матфея — там есть причта об этой теме.
___
Возвращаясь к исходной теме, я не могу сейчас точно вспомнить источник, но это говорили некоторые святые отцы и кое-что записано в книгах. Наверняка, вы найдете это в библиотеке на этом сайте если поищите: Православная библиотека Святых отцов и церковных писателей
Примечание: перед чтением книг Святых Отцов рекомендуется сначала прочитать Новый Завет. Смитрите также: Правила чтения духовной литературы.