8 Ответов
Не всякое чудо является истинным. И бесы, и послушные им люди могут творить чудеса, если это попускает сделать Бог по Своему Промыслу. Правильное отношение к таким чудесам описал еще пророк Моисей в Ветхом Завете:
Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им», – то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей; Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь; а пророка того или сновидца того должно предать смерти за то, что он уговаривал вас отступить от Господа, Бога вашего, выведшего вас из земли Египетской и избавившего тебя из дома рабства, желая совратить тебя с пути, по которому заповедал тебе идти Господь, Бог твой; и так истреби зло из среды себя. (Втор.13:1-5)
Чудеса, сотворённые духами, не обозначают Божественного происхождения. И потом, каждый человек способен делать чудеса. Вы можете удивить муравьев если на лопате перенесёте их за несколько метров, и они даже не заметят своего кудесника.
Но чудо прощения греха принадлежит только Богу, и никто иной это сделать не способен.
В книге Деяний апостолов упоминается некий волхв Симон, который изумлял горожан волхвованиями и которого они называли великой силой Божией. Заметьте - Божией, а не чьей то другой. А вообще - чудо - это прямое действие духовной реальности на нашу. Потому Будда и мог делать то, что называли чудесами, а мы бы назвали это колдовством.
В Библии и Священном Предании имеется немало примеров, когда чудеса совершаются дьявольской силой. Бесы, будучи в прошлом слугами Бога, сохранили за собой, как сейчас это принято называть, определенные сверхспосбности. Именно их они используют для того, чтобы ввести с соблазн легковерных людей. Этим и можно объяснить реальные чудотворения в нехристианских религиях и оккультизме.
С уважением,
Иоанн Богослов пишет:
«Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придёт и теперь есть уже в мире. Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаём духа истины и духа заблуждения» (1Ин.4:1-6).
Итак, не всякий, кто творит чудеса, от Бога их творит. Лукавый умеет фокусы показывать.
Для ответа на этот вопрос нужно определить, что мы имеем в виду под чудесами. В «Пространном христианском катехизисе» даётся такое определение:
Чудеса есть дела, которые не могут быть сделаны посредством человеческих знаний или способностей, но только всемогущей силой Божией. Например, – воскрешение умершего.
То есть настоящее чудо, в узком смысле этого понятия, должно быть явлением сверхъестественным и совершаться силой Божией.
На основании Священного Писания и учения святых отцов можно твердо говорить, что бесы не способны творить настоящие чудеса, которые совершает Господь и Его святые, используя божественную силу. Так, свт. Кирилл Иерусалимский замечает об антихристе:
Будучи отец лжи, он посредством ложных действий будет обольщать воображение, так что народу представится, будто видит воскрешенного мертвеца, между тем как он не воскрешен, будет видеть хромых ходящих и слепых прозираюших, тогда как не было исцеления (Поучения огласительные, 15).
Они не могут творить чудеса даже по попущению Божию, так как попущение предполагает, что Бог не препятствует какому-либо разумному существу так или иначе употреблять свои естественные силы и способности, которые у бесов, как тварных существ, ограничены.
Итак, те места Св. Писания, где представляется, что бесы или их служители якобы творят настоящие чудеса, нужно понимать либо как прямое обольщение с их стороны, либо как совершенные при посредстве высших, тайных для нас сил духовной и вещественной природы, то есть естественные явления, лишь кажущиеся необыкновенными для людей. Полагаю, что тоже самое можно сказать и о «чудесах» Будды, о подлинной жизни которого мы знаем очень немного, так как легенды о нем слагались веками, в отличии от описания жизни нашего Спасителя Христа в Новом Завете.
Прежде всего, достоверно неизвестно, были ли эти чудеса на самом деле. Также стоит отметить, что такие «чудеса» могут быть на деле бесовским наваждением, т.к. подлинное чудо можно совершить только благодатью Духа Святого, обитающего в истинной Православной Церкви.