Здравствуйте. Пожалуйста, помогите разобраться со следующим вопросом. В научной литературе подробно расписываются причины того или иного человеческого поведения, а также человеческих чувств. Например, агрессия, зависть, злорадство есть в каждом человеке, они проявляются как реакция на внешние факторы. Более того, эксперимент на крысах показал, что даже они испытывают злорадство в определенных условиях. Конечно, необходимо работать над собой и стараться минимизировать эти качества, но это крайне трудно, нужны изменения на глубоком уровне, прийти к которым удается не всем. Получается, Бог создал человека с такими заложенным качествами, но почему эти качества относятся к очень греховным и влекут наказание? Люди с радостью избавились бы от них, но это их природа.
4 Ответа
Тут следует обратить внимание на две вещи - во-первых, наша природа повреждена грехом. Она не такова, какова она должны быть. Во-вторых, мы не всегда несем ответственность за импульсы, которые у нас возникают - но мы ответственны за то, как мы на них реагируем. Например, чье-то замечание вызвало у нас приступ раздражения; но мы сами решаем, разразиться бранью или промолчать. Или мы захотели какую-то дорогую вещь; само желание может быть заронено в нас рекламой - но мы сами решаем, пойдем ли мы, например, на кражу, чтобы ее заполучить. Даже в нашем падшем состоянии мы сами принимаем решения - следовать нашим порывам или нет - и сами несем за них ответственность.
Вместе с грехопадением человека произошло повреждение окружающего мира, который стал местами очень агрессивным. Врожденный навык ко злу это есть источник наказания. Не Бог наказыает человека, мы сами себя мучаем, отчего страдает весь мир.
Бог создал человека не для греха, но свободным. Именно свобода является наиболее ценным даром от Бога. Свобода даёт возможность проявить настоящую Любовь. В отсутствии свободы проявления Любви будут неискренними, не настоящими, встроенными. Но свобода так же даёт возможность выбора зла, что и произошло с нами.
Православие учит, что спасение заключается в личном, свободном и бесповоротном отказе человека от зла и возвращении к Богу. То есть спасение в осознанном отказе от творения зла, вопреки мощному стремлению внутренней природы.
Мы верим и даже знаем, что такое продуманное преображение человека приведёт к созданию новой земли, лишённой темноты греха, без той злой встроенной, но не естственной природы, о которой Вы сказали.
Практикующие христиане обнаруживают фактические доказательства этих утверждений уже здесь, в своей обыденной жизни, отчего вера в Боговоплощение Христа становится целью для человека. Эта вера удивительным образом, вопреки нашей общечеловеческой уверенности в обратном, зримо и отчётливо снижает уровень злости и агрессивности окружающей среды.