В Евангелие от Марка (гл.11:12-14) сказано о смоковнице, на которой Господь не нашёл плодов "... ибо ещё не время было собирания смокв". Если было не время, то почему Господь хотел от неё плода? И почему (или за что?) Он её проклял? И далее (гл.11:20-22) Пётр указывает на эту смоковницу Христу и говорит, что она засохла. А Христос отвечает Петру совсем не о смоковнице, а о вере, молитве, прощении (Гл.11:22-26). Как это связано: ответ Христа и вопрос Петра о смоковнице?
6 Ответов
В Библейской пророческой традиции дерево (плодоносное, или наоборот, бесплодное) часто употребляется ка образ человека или народа - благочестивого, или, наоборот, нечестивого. Например, о праведнике сказано, что «И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет» (Пс.1:3)
У пророка Исайи народ с упреком сравнивается с виноградником: «Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды?» (Ис.5:4) У пророка Иезекииля народы также сравниваются с деревьями «И узнают все дерева полевые, что Я, Господь, высокое дерево понижаю, низкое дерево повышаю, зеленеющее дерево иссушаю, а сухое дерево делаю цветущим: Я, Господь, сказал, и сделаю. (Иез.17:24)
Святой Иоанн Креститель сравнивает грешников с бесплодными деревьями, которым грозит быть срубленными: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мат.3:10)
Таким образом чудо о смоковнице - это грозное знамение, которое было вполне понятно современникам Иисуса. Религиозные вожди народа сделались бесплодным деревом, над которым нависло осуждение.
Интересный поучительный эпизод о нашем человеческом состоянии. Мне страшно от этого. Я бесплоден перед Богом, не имею ещё плодов от добрых дел. На земле мои дела пронизаны тщеславием, в них нет добра.
И Христос видит это бесплодие даже в учениках. Он не говорит прямо о страшном бесплодном состоянии, сохраняя наши чувства, но на смоковнице показывает своё отношение к людям. Петр позднее удивляется об этой гибели дерева, и Христос отвечает всем нам, что только вера способна дать человеку возможность умолить Бога о спасении.
Здесь Христос говорит про гору, но подразумевает что такие просьбы к Богу исполняются верой. Когда мы будем умолять Бога о том, чтоб Он нас не изсушил, то эту огромную как гору просьбу Он исполнит только в отношении тех кто имел веру в Христа.
Я вижу здесь тонкий намёк Христа на мои сложные обстоятельства.
Вот объяснение из "Толковой Библии":
«Ибо еще не время было собирания смокв». Это замечание евангелиста Марка имеет, несомненно, отношение только к ближайшему предложению: «ничего не нашел». Он объясняет, почему Господь не нашел на смоковнице плодов: не наступило еще лето, когда поспевают плоды. Но в таком случае, почему же Господь проклял дерево? Нет сомнения, что всё это происшествие имело символический смысл. Господь знал, что плодов на дереве нет, но эта смоковница против естественного порядка (в начале апреля, когда Господь проходил мимо смоковницы, на ней – и вообще на смоковницах – не бывает еще листвы) была украшена листьями. Вот это обстоятельство и подало повод Господу дать вразумление ученикам о подобном же обмане, какой представлял из себя тогдашний Иерусалим и величественное храмовое богослужение, которое только что накануне было предметом внимательного наблюдения Господа. Иерусалим и храм, как бы хочет сказать евангелист, не принесли желанных Христу добрых плодов, для этого еще не наступило время. Со временем и иудейство должно было принести плод веры. Теперь же ему предстояло испить чашу гнева Божия и подвергнуться грозному проклятию Божию (ср. Мф. 23:28).
Можно еще добавить, что с точки зрения Промысла Божия растения и животные не имеют самоценности, потому если необходимо их проклятие ради вразумления человека, это происходит. Можно вспомнить проклятие змею после грехопадения: почему Господь проклял животное, ведь оно само ни в чем не виновато, это диавол воспользовался змеем как орудием? Однако это сделано для назидания людей: видя ползающего "на чреве"змея, люди будут вспоминать о грехопадении.