Здравствуйте! Возник вопрос - почему такое большое количество священных облачений настолько пестрые и богатые/стараются (например, золотой парчой) имитировать богатство? Ведь Иисус учил нас умеренности, смирению. А 16 правило Седьмого Никейского Собора гласит: Всякая роскошь и украшение тела чужды священническаго чина и состояния. Сего ради епископы, или клирики, украшающие себя светлыми и пышными одеждами, да исправляются.
Так зачем же тогда носить столь богатые одежды, или даже пытаться сделать их по виду богаче? Есть ведь простые монашеские одеяния - почему бы всем не носить что-то подобное? И это не говоря уже о главах церкви - их одежда слишком роскошная.
Сам я в обычной жизни никогда не покупал никакой дорогой и роскошной одежды, хотя и могу себе это позволить. Живу смиренно и меня печалит, что это смирение не всегда выражено церковью.
Не сочтите меня гордецом, но правда очень волнует этот вопрос.
7 Ответов
У епископов и священников наиболее простые одеяния - черные рясы. Именно они являются их личной повседневной одеждой. Как и Христос при жизни на земле, священники обязаны иметь подобный Ему невызывающий вид.
Но богато украшенные богослужебные одеяния используются только во время служб, треб, или в крестных ходах. Одеяния указывают на то, что священники в это время служат Христу.
Господь наш - Царь мира. Его одеяниям надлежит быть царскими. Например, преподобный монах Андрей Рублев, в образе Пресвятой Троицы описал очень богатые одеяния для Царственных Ангелов.
Как сказано Христом, "Я пришёл для того, чтоб вы имели жизнь с избытком" Ин. 10:10
Служители Небесного Царя обязаны иметь свой отличительный вид. Этим они напоминают всем нам, Кому они служат, и напоминают к чему человек стремится, следуя за Христом.
По этим же причинам, положено богато украшать храмы, как место проявления Небесного Царствия на земле.
Потому же, почему наряды жениха и невесты так богаты или имитируют богатство. Любовь. У молодоженов друг к другу, а у Церкви - к Богу. Для первых праздник и радость - это свадьба, а для христиан - богослужение.
ЗЫ: Поражен вашими добродетелями, которые в ваших собственных глазах возвысили вас даже над Церковью :-)) А если серьезно, то вы в духовной опасности. Ищите проблемы в себе, именно это является нашим путем к спасению.
Рекомендую Вам почитать житие св. Василия, архиепископа Кесарии Каппадокийской, великого святителя и одного из трёх святых, которых мы называем вселенскими учителями (наряду со святителями Григорием Богословом и Иоанном Златоустом). Он необычайно заботился о благолепии церковных служб — так, кстати, что св. Ефрем Сирин тоже смутился от вида богатого облачения св. Василия, когда пришёл на него посмотреть.
И в то же время личного имущества у св. Василия было — ветхие одежды и несколько книг.
Моя повседневная одежда - подрясник черного цвета из недорогой полушерстяной ткани, сверху черная безрукавка из ткани по сезону (теплее или холоднее). Именно о такой одежде говорит приведенное Вами правило.
Что касается священных облачений, то они должны быть красивыми и богатыми, потому что в богослужении они символизируют красоту и славу Небесного Иерусалима и его Царя - Господа Иисуса Христа. Разумные верующие через созерцание этой красоты и благолепия должны возгораться любовью к прекрасному и совершенному Богу. Печально, если богослужебные облачения воспринимаются как роскошь, относящаяся лично к священнослужителю.
Здравствуйте! Вы задали хороший вопрос и недоумение справедливо. Постараюсь ответить немного подробнее, чем другие. Дело в том, что в Византии церковные облачения приобрели пышность и благолепие, заимствовав многие детали из придворного церемониала. Например, поручи и архиерейский саккос произошли от одежд императора. И только гораздо позже, когда эти элементы сложились, они были переосмыслены, как нечто духовно-символичное, о чем говорили выше. В свое время блаженный Иероним отвечал защитникам богатого убранства храмов, которые говорили тоже самое, что и сегодняшние:
Не возражайте мне, что в Иудее был богатый храм и в нем трапеза, светильники, кадильницы, блюда, чаши, ступы и прочие вещи, сделанные из золота (3Цар.6). Это было заповедано Господом тогда, когда священники приносили жертвы и кровь животных служила искуплением грехов. Но все это имело прообразовательное значение, а описано в наставление нам, достигшим последних веков (1 Кор.10:11). А ныне, когда обнищавший нас ради Господь освятил нищету дома Своего, будем помышлять о Кресте Его и считать богатство грязью.
16 канон Никейского собора говорит только о повседневной одежде духовенства, так что вспоминать здесь его неуместно. Ответ будет таким: так исторически сложилось из-за тесной связи Церкви и государства. Есть ли здесь контраст с примером Иисуса Христа и епископами Древней Церкви? Определенно есть. Плохо ли это? Я думаю, что в определенной степени это имеет негативные следствия, однако нельзя сказать что все кто носит дорогие облачение, грешат. Изменится ли что-то в будущем? Возможно, но в ближайшее время этого не произойдет, потому что вековые традиции в Церкви очень устойчивы.
Замечу, что в последнее время небольшими шажочками намечается тенденция на облачения более простого кроя. С другой стороны (говорю от своего опыта), внешне простое облачение может стоить в разы (!) дороже того, которое сшито из обычной парчи, так смущающей некоторых. Видимо, из-за дороговизны хорошей ткани, которую не придётся менять через пару лет.